Современному жителю нашего города кажется, что дороги, связывающие Тюмень с остальными городами, знакомы ему слишком хорошо. И, как правило, мы сталкиваемся в своих путешествиях с федеральными трассами, загруженными грузовыми автомобилями и окруженными промышленными постройками. Но бурлящая городская жизнь не «засорила» одно из направлений – Ирбитский тракт. Это, пожалуй, самая живописная автомобильная дорога – ее окружают и сосновые, и лиственные леса, она прикасается к берегам Туры и не отягощена межрегиональными перевозками. Как ни странно, этому парадоксу есть исторические обоснования.
Исторический вопрос
Несмотря на тишину и красоту Ирбитского тракта, этот путь всегда играл важную роль в развитии Тюмени. Это первая сухопутная дорога из Европейской России в Сибирь через Тюмень. Проложена она в 1597 году и была единственной узаконенной дорогой в Сибирь до 1763 года, когда пробили Сибирский тракт. Очевидно, что для тюменских деловых людей того времени немыслимы были дела, договоры, стратегические встречи и вообще успешная торговля без этого пути. Кроме того, в Ирбите регулярно проходила ярмарка, на которую съезжался весь свет сибирской, даже российской, торговли. Вот, например, что пишет в своих воспоминаниях известный тюменский предприниматель Николай Чукмалдин: «…в этой ярмарке собирались все мои клиенты, с которыми личное объяснение устанавливало более прочное доверие и давало лучшие результаты, чем обыкновенная переписка почтой. Устраивая «комиссионные» операции для Москвы, я в то же время покупал товары и для себя, выбирая, конечно, такие, от которых с большей вероятностью предвиделась в ближайшее время прибыль». На тот момент Чукмалдин уже занимал высокий пост в Москве, но для того, чтобы попасть на Ирбитскую ярмарку, он, как и сотни купцов и деловых людей, преодолевал сотни километров.
-
!
После появления сибирского тракта, Ирбитская дорога не перестала меньше использоваться. На ней действовала первая в Сибири ямская служба. Здесь по-прежнему проезжали самые именитые купцы, которые развивали наш город, создавали его историю и обеспечивали ему репутацию стабильного, делового центра Сибири. Только в XIX веке, после появления железной дороги, нагрузка на Ирбитский тракт спала. Он стал дорогой не федерального, а областного значения.
-
!
Купец уроженец села Кулаково Николай Чукмалдин
Во второй половине XX века Ирбитский тракт пережил обновление. Дело в том, что старый тракт проходил через село Кулаково и деревню Каменку по первой надпойменной террасе, в годы с высоким половодьем он кое-где затапливался водой. Новая трасса тракта проложена по высоким местам коренного берега в обход обоих населенных пунктов и Каменского бора.
Ирбитский тракт сегодня:удобный и живописный
Леса, окружающие Ирбитский тракт, не только красивы, но и богаты грибами, ягодами, здесь любители «тихой охоты» год за годом находят «урожайные» местечки и возвращаются домой с полными корзинами. А поклонников рыбной ловли озеро Лукашино и заводи реки Туры радуют богатыми уловами. Причем, вода в Туре здесь еще не загрязнена городом.
Автомобилистов радует отсутствие на Ирбитском тракте постов ГИБДД, больших затруднений на пути к центру города, да и расстояние от всех населенных пунктов Ирбитского тракта до Тюмени – минимальное. Кроме того, качество дорожного полотна в лучшую сторону отличается от междугородных трасс – оно не разбито, отсутствуют резкие повороты, будто все сделано для удобного, спокойного, плавного загородного вождения автомобиля. А тем, кто предпочитает экстрим, можно заехать в «Кулига-парк», зимой освоить сноуборд, горные лыжи и другие зимние забавы, а летом – велосипед, катамараны и ролики.
Если же говорить об эстетическом наслаждении, живописнее места в окрестностях Тюмени не найти. Здесь художники нашего города писали картины, здесь в лесах до сих пор есть нетронутые цивилизацией места, здесь поля кажутся бескрайними, а водоемы – зеркальными. А зимой… О зимней красоте Ирбитского тракта однажды очень хорошо сказал Чукмалдин: «Ночь. Ветер стих. Луна светит ярко. Необозримое поле снежной равнины блестит и искрится мириадами светящихся точек. Дорога стелется матовой полосою, теряясь вдали, среди панорамы волшебных декораций: стена леса медленно плывет вам навстречу». Удивительно то, что слова эти до сих пор применимы к зимней дороге по Ирбитскому тракту.
История справедливо оградила этот живописный путь от «прелестей» технического прогресса – выхлопных газов, заводов, промышленных предприятий и разбитого большими грузовиками дорожного полотна. Тем не менее, в населенных пунктах, находящихся на Ирбитском тракте, развита инфраструктура, облагорожены так полюбившиеся тюменцам горячие источники, сохранены леса и водоемы. Сами места будто до сих пор хранят лучшие традиции сибирского купечества. Такое редкое сочетание природных богатств, исторической памяти, красоты и, особенного, «уездного» уюта делают Ирбитский тракт привлекательным для тех, кто любит спокойный, благородный отдых, ценит особенности сибирского ландшафта и предпочитает жить в гармонии с окружающим его миром.
Интересные факты:
На Ирбитском тракте в 1601 году впервые в Сибири была заведена ямская гоньба – перевозка пассажиров в экипажах на лошадях, которых меняли через 40-50 верст.
В 1680 году была учреждена первая сибирская почта. На расстоянии 612 верст от Верхотурья до Тобольска стояло 15 почтовых станов. Бесконечные обозы с товарами тянулись по Ирбитскому тракту из России в Сибирь и обратно.
В 1975-1981 гг. часть Ирбитского тракта от Тюмени до аэропорта «Рощино» проложили напрямую как продолжение городской улицы Ямской. Это единственный в Тюмени кусочек современной автомобильной дороги – автострады, построенной по параметрам I технической категории.
-
!
Андрей Панасюк, директор по маркетингу:
- Необходимо знать свои исторические корни, традиции, культурное наследие. Приятно осознавать, что место, которые мы выбрали для реализации проекта, обладает такой интересной историей. Есть в этом и некая преемственность – Ирбитский тракт и Ирбитская ярмарка столетия назад были местом сосредоточения предпринимательства и торговли, и сегодня, в современном двадцать первом веке, в клубном поселке «Мирово Парк», расположенном по Ирбитскому тракту, будут жить люди бизнеса.
Что касается природы - она действительно первозданная, не измененная цивилизацией. Необычен природный ландшафт. Если Тюмень и большинство пригородных территорий, в основном, расположены на равнине, то Ирбитский тракт – рельефная, холмистая местность с островками лиственного леса.
-
!