-
!
Правда, сегодня довольно трудно купить действительно стоящую вещь, способную радовать хозяев и гостей дома долгие годы. Для этого придётся немало потрудиться: изучить рынок, обратиться за советом к коллекционерам, оценщикам, музейным работникам. Да что там – нужно будет самому стать настоящим экспертом в области искусства.
Зато все эти действия принесут немалый доход. Ведь грамотно купленная картина способна через несколько лет обогатить своего владельца, а живопись всегда была и остается поныне великолепной областью для инвестиций.
О том, как разбогатеть
По оценкам профессионалов, для того чтобы получить при покупке какого-либо полотна гарантированную прибыль, нужно подождать всего каких-то 100-150 лет. Однако это время может позволить себе далеко не самый рисковый бизнесмен, ведь довольно обидно, если результат мастерского вложения капитала ощутят на себе только твои дальние потомки – внуки и правнуки.
Для тех же, кто хочет сам насладиться плодами приобретенных искусствоведческих навыков, а вместе с ними – шедевров живописи, есть несколько простых советов.
По мнению президента аукционного дома «Гелос» Олега Стецюры, чем меньше капитал - тем больше риски. Если средства позволяют, стоит вкладывать в предметы антиквариата и картины известных художников прошлого. Высоким уровнем надежности отличаются Саврасов, Малевич, Кандинский, изделия Фаберже.
Очень привлекательны инвестиции и в работы русской реалистической школы, поскольку перспективы будущего роста у таких работ на антикварном арт-рынке значительно выше, чем у актуального искусства. Считается, что картины русской реалистической школы - гарантия того, что они останутся в истории, такие полотна вне моды и течений.
Современное же искусство стоит меньше, чем антиквариат. Однако, как утверждают специалисты, его цена увеличивается достаточно быстро. Например, с начала 2002 года стоимость полотен Владимира Дубосарского и Александра Виноградова возросла ровно вдвое - после того как одну из их работ приобрел культурный центр Помпиду в Париже.
С другой же стороны, человеку, который хочет инвестировать свои средства в живопись, стоит быть осторожным и внимательным в этом мире тонких материй. Одно неверное слово означает десятки и сотни тысяч долларов. Если на выставке говорят, что картина «приписывается Шишкину», то это вовсе не означает, что она написана именно великим художником.
А стоимость ее будет автоматически снижена в два раза по сравнению с полотном, авторство которого доказано абсолютно.
Случайности приятные и не очень
И все же говорить об абсолюте в этом довольно зыбком и неоднозначном арт-мире довольно сложно. Кругом подстерегают случайности – иногда неприятные, а иногда и наоборот.
Удивительная история приключилась с картиной из коллекции одного японского художника на аукционе в Токио. Долгое время она находилась в его частном собрании, а после смерти была выставлена на продажу как работа неизвестного автора. И лишь перед самым началом аукциона выяснилось, что ее написал сам Ван Гог. Работа кисти великого мастера известна под названием «Голова крестьянки. Левый профиль».
В итоге картина была продана за полмиллиона долларов, что превысило сумму первоначальной оценки более чем в шесть тысяч раз.
Случаются и другие сюрпризы – гораздо более неприятные. Так, грандиозный скандал в мире искусства, который и привел к аресту нью-йоркских галеристов, разразился в мае 2000 года, когда аукционные дома "Сотбис" и "Кристи" опубликовали свои весенние каталоги выставляемых на продажу произведений современного искусства. Неожиданно оказалось, что оба дома предлагают потенциальным покупателям одну и ту же картину – «Вазу с цветами» Поля Гогена.
Каждый дом был уверен в том, что выставляет оригинал, поскольку все сопроводительные документы на эти полотна у людей, пожелавших продать работу Гогена с аукциона, были в полном порядке. Обе картины немедленно отвезли в Париж на экспертизу к лучшему знатоку творчества Гогена Сильвии Круссар. Она сравнила две «Вазы с цветами» и тут же отметила, что картина, предлагаемая на аукционе "Кристи", является подделкой.
«Но это лучшая подделка, которую я видела в своей жизни», - призналась Круссар опечаленным представителям "Кристи", которые срочно отозвали из печати весенний каталог и сообщили недобрую весть владельцам оказавшегося подделкой полотна.
Наверняка те были немало опечалены. Воистину, мир живописи подчас так коварен.
Возможно, намного лучше приобрести просто понравившуюся картину и каждый день наслаждаться, разглядывая ее, а уж сколько она стоит, кто ее написал, в какой технике и в каком веке и принесет она прибыль или нет – не так уж и важно, главное – чтобы она приносила только положительные эмоции.