В игре участвуют десять человек. Наблюдает за ходом игры и регламентирует ее этапы ведущий. Ведущий может подключать к ходу игры помощника ведущего. Помощник ведущего имеет такие же полномочия как и ведущий, за исключением того что, слово ведущего всегда остается решающим. Играющие делятся на группы: «красные» и «черные». «Красные»- это добропорядочные граждане (карта «Мирный житель»). «Черные» - мафиози (карта - «Мафия»). В игре разыгрываются 7 карт мирных жителей и 3 карты мафии. Одна из семи красных карт отличается от остальных - это карта «Комиссар», предводитель мирных. Мафия также имеет своего предводителя - карта «Дон». Игра делится на две половины: день и ночь. В течение игры «черные» должны устранить «красных» и наоборот. За игровой стол усаживаются десять игроков. Затем все надевают повязки, так как «ночью» глаза у всех игроков должны быть закрыты. Ведущий по очереди предлагает выбрать карту, каждый игрок смотрит свою карту, возвращает её ведущему и снова надевает повязку. Начинается игра. Ведущий объявляет: «Наступает ночь». Участники в повязках наклоняют головы вниз, чтобы движения соседей или игра теней не стали источником дополнительной информации для них. Ведущий объявляет: «Просыпается мафия». Участники, получившие карты мафии, в том числе и Дон, снимают повязки и знакомятся друг с другом и ведущим. Дон знаком показывает, что он Дон. Это первая и единственная ночь, когда мафиози открывают глаза вместе. Эта ночь дана им для того, чтобы договориться о порядке устранения «мирных» на ближайшие три ночи и договориться об условном знаке на случай "передоговоренки". Договариваться следует очень тихо при помощи жестов и мимики - так, чтобы рядом сидящие «красные» игроки не почувствовали движений. Ведущий объявляет: «Мафия засыпает». После этих слов «черные» игроки надевают повязки. Ведущий: - «Просыпается Шериф и знакомится с ведущим». Шериф открывает глаза и знакомится с ведущим. В последующие ночи Шериф будет иметь возможность просыпаться и искать «Черных». Ведущий: - «Засыпает Шериф. Утро. Все просыпаются». Первый день. Все снимают повязки. Днем происходит обсуждение. Каждому игроку дается 1 минута на выражение своих идей, мыслей и подозрений. Заканчивает своё выступление игрок словом "СПАСИБО". Цель игры в целом: для «красных» выявить «черных» участников и вывести их из игры. А для «черных», соответственно, наоборот. «Черные» находятся в более выгодном положении, так как знают «кто есть кто» в этой игре. Обсуждение начинает игрок под номером один и далее по кругу. В течение дневного обсуждения в первый день игроки могут выставлять кандидатуры игроков (не более одной каждый игрок) на "недоверие". Один из выставленных на "недоверие" игроков в конце дневного обсуждения и набравший большинство голосов имеет право на дополнительные 30 секунд, для анализа дневного обсуждения. В последующие «дни» течение дневного обсуждения игроки могут выставлять кандидатуры (не более одной каждый игрок) с целью вывести их из игры. По окончании обсуждения за кандидатуры голосуют. Та кандидатура, которая набрала большинство голосов, выбывает из игры. «Казнённый» житель имеет право на 30-секундную речь, карта выбывшего игрока не вскрывается до полного окончания игры. В игре существует термин «перестрелка». Это ситуация, в которой два или более игроков набирают одинаковое количество голосов. В этом случае голосуемым дается право в течение 30 секунд оправдаться, убедить игроков в своей «красноте» и остаться в игре. После чего происходит переголосование. Если кто-то набирает больше голосов, он выбывает. Если игроки вновь набирают равное количество голосов, то ставится на голосование вопрос: «Кто за то, чтобы все голосуемые покинули игру?». Если большинство голосует за выбывание, игроки покидают игру, если против - остаются, если голоса делятся поровну, игроки остаются в игре. В случае когда остаётся четыре игрока за столом повторное голосование при "перестрелке" не проводится. Все игроки остаются за игровым столом и ведущий объявляет что "наступает ночь". После первого круга вновь наступает ночь. В течение этой и следующих ночей мафия имеет возможность «стрелять». «Стрельба» происходит следующим образом: договорившиеся в первую ночь о порядке устранения «красных» мафиози в следующие ночи «стреляют» (с закрытыми глазами). Ведущий после слов «мафия выходит на охоту» объявляет номера игроков по очереди, и, если на определенном номере все мафиози одновременно выстрелят, - объект поражен. Если кто-то из членов мафии «стреляет» в другой номер, между называемыми номерами, либо не «стреляет» вообще, ведущий фиксирует промах. «Стрельба» происходит посредством имитации нажатия курка указательным пальцем вытянутой к центру стола руки, чтобы ведущему было хорошо видно. Ведущий объявляет: «Мафия удаляется». Затем ведущий объявляет: «Просыпается Дон». Дон просыпается и пытается найти Шерифа игры. Он показывает на пальцах ведущему какой-либо номер, за которым, по его мнению, скрывается Шериф. Ведущий кивком головы либо подтверждает его версию, либо отрицает. Дон засыпает, просыпается Шериф. Шериф также имеет право на ночные проверки. Он ищет «черных» игроков. После ответа ведущего Шериф засыпает, и ведущий объявляет начало второго дня. Если мафия ночью не устранила игрока, ведущий объявляет, что утро действительно доброе, и ночью никто не пострадал. Обсуждение второго дня начинается со следующего, после говорившего первым в предыдущем круге игрока. В течение этого и следующего кругов ход игры не меняется. Ночи и дни чередуются до победы той или иной команды. Игра заканчивается победой «красных» в том случае, когда устранены все «чёрные» игроки. «Чёрные» побеждают в случае, когда остается равное количество «красных» и «чёрных». Игра на 15 человек: Отличается тем, что мафия имеет возможность просыпаться каждую ночь и договариваться о жертве. В игру вводятся дополнительные «статусные» игроки: Маньяк - выполняет роль третьей силы и вносит непредсказуемость в игру. Являясь с одной стороны честным жителем, этот игрок играя сам за себя, также просыпается по ночам и выбирает свою жертву, которой утром не суждено проснуться. Если всю мафию в игре убили, то ведущий обращается к играющим с вопросом "Играет ли маньяк за мирных жителей?". Если маньяк публично вслух утвердительно ответит на этот вопрос, то он считается обычным мирным жителем и игра на этом заканчивается. Если же он промолчит, значит играет за мафию, и тогда игра продолжается до тех пор, пока не победят мирные жители или маньяк. Доктор – мирный житель. Игрок, получивший роль доктора, может спасти ночью от смерти одного из игроков, которого убила мафия или маньяк этой ночью. Как и мафия, он просыпается ночью и выбирает того, кого будет лечить. Если мафия и маньяк убили одного и того же человека, то врач его уже не сможет вылечить. Доктор не может лечить сам себя и не может лечить одного и того же человека 2 ночи подряд.
По желанию участников и на усмотрение ведущего в игре на 15 человек может вводится "Куртизанка" как вместо доктора, так и вместе с ним. Куртизанка - мирный житель. Ночью Куртизанка по команде ведущего открывает глаза и показывает кого она приглашает к себе. Если в эту ночть стреляли в избранника Куртизанки, то в него промахнулись и он остается жив. Если в эту ночь стреляют в Куртизанку то умирают двое - Куртизанка и ее избранник. Удачной игры!