Музыкантами, представляющими рок-направление, восхищались несколько поколений, в том числе и жители нашей страны. Жилища этих авторов фанаты буквально брали штурмом, творцам не давали прохода, в магазинах и на интернет-площадках вроде oldowlembr.com тысячами скупались рок-нашивки: примеров "бессмысленной и беспощадной" народной любви можно привести множество.
Виктор Цой, Константин Кинчев, Борис Гребенщиков, Андрей Макаревич, Валерий Кипелов, Юрий Шевчук, Гарик Сукачёв – эти и другие имена российских рок-исполнителей у поклонников считались и до сих пор считаются культовыми. Однако по праву ли они наслаждаются статусом мегазвезд, создали ли они самодостаточное направление русского рока или являются лишь жалким подобием западных грандов, пробуем разобраться.
"Роковые" хитрости
Конечно, последователям рок-движения, в СССР приходилось несладко: эта музыка властью считалась чем-то опасным для существующего строя, некой пропагандой западных ценностей, а потому выступать музыкантам запрещали. Проводить концерты было сложно, ведь исполнителей могли оштрафовать и даже посадить. Однако запретный плод, как известно, сладок, и советские бунтари ухитрялись нести в народ "забугорное" творчество.
Существовало несколько схем обхода официальных запретов. Так, например, часто использовалась такая хитрость: собираясь на гастроли, исполнители заявляли одну программу, а фактически исполняли другие композиции. Валерий Кипелов вспоминает, как, работая в ВИА “Лейся, песня” и “Поющие сердца”, он в начале концерта пел известные разрешенные шлягеры, а затем мог "врезать" песнями Deep Purple или группы Chicago.
Другой очень распространенный вариант – адаптация известной зарубежной рок-композиции для советского слушателя и зрителя. Именно так получил известность в Советском Союзе шедевр "Yellow River" группы Christie: Илья Резник написал русский текст, и "Поющие гитары" понесли в народ песню под названием "Толстый Карлсон". Подобных примеров также можно вспомнить очень много, и учитывая судьбу великой державы, невольно закрадываются мысли, что власти боялись не напрасно: рок стал роковым предвестником обрушения "железного занавеса" и последующего распада Советов.
Говорят, рок не настоящий...
Что же касается самобытности отечественных творцов, то ее часто ставят под сомнение. И написание русских слов к западной мелодии – это далеко не основное обвинение. Критики уверены, что даже такие столпы, как "Аквариум" и "Машина времени", грешили плагиатом. Ни больше ни меньше. Чужие ритмы слышатся во многих хитах коллектива Макаревича, который, кстати, стал первой официально признанной в Советском Союзе рок-группой.
Так, например, песня “Марионетки” напоминает “Have You Ever Seen The Rain” – хит группы Creedence Clearwater Revival. А бессмертное творение "Город золотой", которое ассоциируется исключительно с "Аквариумом" и лично Борисом Гребенщиковым, имеет на самом деле других авторов: слова написаны поэтом Анри Волохонским, а музыка - Владимиром Вавиловым. БГ же просто адаптировал композицию под свой персональный вкус, немного переделав слова. В общем, существует ли русский рок как отдельный жанр, вопрос дискуссионный, что, впрочем, не мешает поклонникам этой музыки продолжать ее слушать и восхищаться исполнителями.