НОВОСТИ

Старинными тюменскими пароходами подпирали деревенский забор. Теперь из них решено сделать памятники

10:00 11 января 2019
3470
Опубликовал > Юрий Шестак

В Тюмени идет подготовка к экспедиции в Ханты-Мансийский округ, где краеведы нашли два колесных парохода, построенных в начале века на тюменском заводе. Сохранились лишь клепанные корпуса судов, тем не менее, это основа хорошая для дальнейшей реставрации. Уникальные находки городу передал директор "Музея частных коллекций", археолог Гай Першинг. Специалист по древностям поделился с корреспондентом МегаТюмени историей находок и их дальнейшей судьбой.

- Искал что-то больше, имеющее отношение к истории Тюмени, чтобы экспонировать в музее либо на улице, потому что в нашем городе мало что сохранилось - многое было снесено, разрушено, загублено, - рассказывает Гай Викторович. - Интересовались у старожилов, краеведов. И наш коллега из Ханты-Мансийского округа рассказал про сохранившийся в одной из деревень на Оби пароход. Как только он нашел пароход, начал собирать по нему информацию. Как оказалось, этот корабль, а также еще один размером побольше были заказаны сургутским купцом на Жабынском судостроительном заводе (в Тюмени, этот тот самый завод на Мысу, который сейчас сносят) в 1904 году. Через год суда спустили на воду и переправили в Сургут. Пароходы назвали святой Петр и Святая Надежда. Так звали детей купца. 

На судах стояли паровые двигатели. Суда приводили в движение установленные по бортам большие колеса. В 1918 году корабли стали собственностью Советской власти и ходили по рекам вплоть до 50-х годов, пока окончательно не сломались. По словам Гая Першинга, один пароход был прогулочный, его длина 19 метров. Другой был грузовым, в длину - 36 метров. Среди местных нашелся даже человек, который работал на одном из этих пароходов в 50-е годы. Он-то и рассказал о том, как называлось судно до революции. Эту информация позже был подтверждена документами из сургутского архива.

- Коллега позвонил нам, очень эмоционально все рассказал и предложил спасти пароход, - пояснил Гай Першинг. - После того как паровой двигатель окончательно вышел из строя, судно еще долго использовали как баржу, перевозили на ней различные товары. В 90-е годы пароход был выкуплен и заброшен. Экологи начали штрафовать нового владельца за брошенное на реке судно. После этого владелец оттащил судно в лес и оставил в протоке. Потом его нашли местные жители, подтащили к деревне и использовали, как... емкость для воды. К тому времени, паровой двигатель не сохранился, остался только корпус, но он в хорошем состоянии - листы металла прочные, видны заклепки. Там же был найден и второй пароход - тот, что меньше. Им подпирали покосившийся забор, чтобы тот не упал. Корпус судна был завален досками, землей, на которой уже начали расти кусты. Печальное зрелище. За время долгой стоянки корпуса пароходов вросли в землю.

Гай Першин полагает, что, скорее всего, других пароходов, сделанных на тюменской верфи уже не найти - последние суда дореволюционной постройки порезали на металлолом в проклятые 90-е годы. И эти бы пароходы порезали, да везти далеко - не выгодно. Поэтому и сохранились. Уникальный случай!  

Для спасения тюменских пароходов их нужно доставить в родной город. А как это сделать? Можно транспортировать по реке на понтонах, но это не безопасно для реликвий, их можно утопить. В итоге выбрали вариант транспортировки по зимнику, так как летом к отдаленной деревне тягач с тралом просто не подъедет. Еще нужны автокран и тепловые пушки с брезентом, чтобы отогреть корпуса пароходов, вмерзшие в грунт. Вопрос с финансированием, по словам собеседника, уже решен на уровне губернатора - обращался к нему с личной просьбой. 

- Губернатор Александр Моор дал согласие на установку пароходов, после того, как их восстановят, на пешеходной части тюменской набережной, - отметил Гай Першинг. 

Гай Викторович передает исторические находки городу и области без каких-либо условий.

- Хочется сделать что-то полезное для общества, - признается Гай Першин. - Ведь это здорово - иметь отношение к установке такого замечательного памятника, внести свою лепту в сохранение истории Тюмени, показать сыну, сказать ему, что этот пароход нашли мы, и сейчас он является одной из достопримечательностей Тюмени.  

Технические характеристики тюменских пароходов

Колесный грузопассажирский пароход «Святой Пётр»:

- длина корпуса – 19 м,
- высота кормы – 1,3 м,
- высота корабля с надстройками и дымовой трубой – 4,4 м.

Колесный грузовой пароход «Святая Надежда»:

- длина корпуса – 36 м,
- высота кормы – 2,1 м,
- высота корабля с надстройками и дымовой трубой – 5,4 м. 

К сведению      

В своем письме к местным органам власти Гай Першинг, обосновывая необходимость восстановления пароходов отметил, что "похожий памятник установлен в Красноярске, и он пользуется большим спросом у туристов. Это пароход «Святитель Николай». Он был изготовлен в 1886 году, списан на металлолом в 1950-х годах, и в 1968-70 годах, по чертежам из Тюмени, был изготовлен, как «пароход-новодел», который в данный момент выставлен на пристани Красноярска. При восстановлении пароходов «Святой Пётр» и «Святая Надежда» у Тюменской области будут единственные подлинные колёсные пароходы в Сибири. 

Тюменская область обладает высоким потенциалом и объективными условиями для развития туризма. Появление мемориального комплекса тюменским судостроителям из двух пароходов «Святой Пётр» и «Святая Надежда» станет ярким событием в истории Тюмени, привлечёт больше туристического интереса к Тюменской области, увековечит память первых Сибирских судостроителей и ещё больше украсит наш любимый город и нашу красавицу – городскую набережную Тюмени".

Фото предоставлено Гаем Першингом

Нашли ошибку в тексте? Выделите слово и отправьте нам, нажав Ctrl+Enter. Спасибо.

Другие посты

Успейте подать заявку на участие до 3 июля 2019 года
Общество
12:02 19.06.2019
31
Скончалась жительница Хабаровского края
Общество
10:59 19.06.2019
53
Такое зафиксировано в Петрозаводске
Общество
10:55 19.06.2019
57
Инцидент произошел в Орске
Общество
10:47 19.06.2019
86
10 с половиной лет он проведет за решеткой
Общество
10:41 19.06.2019
24

Лента новостей

вчера
позавчера

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ