Рассказываем, почему подорожают автомобили в России после нового утильсбора
С 1 декабря в России официально начал действовать обновлённый утильсбор, и именно он стал главным триггером роста цен на большинство автомобилей мощнее 160 лошадиных сил. Для рынка это – крупнейшая корректировка платежей за последние годы: отдельные модели подорожали на сотни процентов, а некоторые – практически вышли из доступного сегмента.
Редакция «МегаТюмени» попыталась разобраться, что меняется сейчас, как это ударит по массовым моделям и что автомобилистам ждать к 2030 году.
Что такое утильсбор и почему его повышение так критично?
Утилизационный сбор – это обязательный платёж, который взимается при покупке нового автомобиля или постановке на учёт ввозимых машин. Формально он идёт на будущую переработку автомобиля, но по факту стал одним из ключевых регуляторов рынка.
Почему именно сейчас рост такой резкий:
- государство корректирует ставку с учётом инфляции и расходов на переработку;
- рынок новых авто сместился в сторону более мощных машин – сбор стал инструментом его регулирования;
- повышение связано с подготовкой долгосрочной реформы, которая будет действовать до 2030 года.
Какие автомобили подорожали сильнее всех?
Основной удар пришёлся на модели мощностью выше 160 л.с., что затронуло как массовый сегмент, так и премиум.
Показательные примеры:
- Toyota Camry 3.5 теперь требует доплаты почти 2,9 млн рублей только за утильсбор.
- Kia K5 в мощных версиях выросла примерно на 795 тысяч рублей.
- Lixiang L9, популярный среди покупающих крупные кроссоверы, подорожал почти на 2 млн рублей.
То есть машины, которые относились к сегменту «доступного бизнес-класса», внезапно уходят в категорию премиума – и это только начало процесса.
Заметны изменения и по более доступным моделям: автомобили, которые прежде стоили 2-3 млн рублей, теперь могут выходить на уровень 3-4 млн рублей и выше.
Подержанные автомобили пострадали ещё сильнее
Отдельная проблема – рынок б/у автомобилей. На них ставка утильсбора традиционно выше, а значит:
- ввозить подержанные машины с большой мощностью становится почти бессмысленно;
- разница между новым и б/у авто сокращается;
- многие модели 2000-2010-х годов мощностью выше 200 л.с. теперь попадают в ценовой сегмент, несоразмерный их реальной рыночной стоимости.
Что будет дальше: прогнозы до 2030 года
Правительство уже обозначило траекторию дальнейших повышений:
- 1 января 2026 года – увеличение утильсбора ещё на 25%
- Далее – ежегодный рост: +10-20% ежегодно до 2030 года
К финалу десятилетия ситуация станет беспрецедентной: по отдельным моделям утильсбор превысит 10 млн рублей. Речь идёт о мощных кроссоверах, премиальных седанах и электромобилях с большой суммарной мощностью, которые и без того недёшевы при импорте.
-
!
Автор фото: Евгения Асбаева
Подержанные автомобили пострадали ещё сильнее
Отдельная проблема – рынок б/у автомобилей. На них ставка утильсбора традиционно выше, а значит:
- ввозить подержанные машины с большой мощностью становится почти бессмысленно;
- разница между новым и б/у авто сокращается;
- многие модели 2000-2010-х годов мощностью выше 200 л.с. теперь попадают в ценовой сегмент, несоразмерный их реальной рыночной стоимости.
Что будет дальше: прогнозы до 2030 года
Правительство уже обозначило траекторию дальнейших повышений:
- 1 января 2026 года – увеличение утильсбора ещё на 25%
- Далее – ежегодный рост: +10-20% ежегодно до 2030 года
К финалу десятилетия ситуация станет беспрецедентной: по отдельным моделям утильсбор превысит 10 млн рублей. Речь идёт о мощных кроссоверах, премиальных седанах и электромобилях с большой суммарной мощностью, которые и без того недёшевы при импорте.
-
!
Автор фото: Татьяна Коркина / из личного архива Megatyumen.ru
Как изменится рынок после введения нового утильсбора?
- Доля мощных автомобилей будет снижаться. Импорт машин с двигателями 2.5-3.5 литра станет экономически неоправданным.
- Производители могут переключиться на менее мощные версии
- Сегмент «до 160 л.с.» станет самым массовым, так как именно он не так болезненно реагирует на повышение сбора.
- Популярность китайских моделей возрастёт. Особенно тех, которые выпускают специальные версии с «оптимизированной» мощностью для российского рынка.
- Повышение цен затронет сервисы, кредитование и страховку. Страховые компании традиционно поднимают тарифы вслед за ростом средних цен на автомобили.
- Спрос на электромобили станет непредсказуемым. Хотя они экологичнее, мощностные показатели многих электромобилей автоматически отправляют их в категорию с повышенным утильсбором.
Стоит ли покупать автомобиль прямо сейчас?
Если речь идёт о модели мощнее 160 л.с., то:
- цены уже выросли, и отката назад не будет;
- в январе 2026 года будет новое повышение на 25%, что сделает покупку ещё дороже;
- выгоднее всего – рассматривать приобретение в ближайшие месяцы, пока рынок ещё не полностью перестроился.
Если планируется покупка массовой модели с мощностью до 150-160 л.с., изменения будут заметны, но не критичны – рост составит десятки тысяч, но не миллионы.
Ранее мы писали о том, что экономист из Тюмени рассказала о подорожании продуктов для новогоднего стола перед праздниками.