625003 Российская Федерация Тюменская область Тюмень Гранитная, 4

Эксклюзив Бензина на всех не хватает? Экономист из Тюмени рассказала, почему подорожало топливо

UjQNORfzNDnT5yE1AjxmmjojmkB6JE05tQEr7qJPChGW7mwlkPO021kgrduAt7PFhys_smEFuMUvKyzgvrzdHLEP
Автор фото: Бегун Вадим/Megatyumen.ru
Экономика

Рассказываем, почему в Тюмени дорожает бензин

Осень 2025 года принесла тюменцам не только прохладу, но и очередную волну роста цен на бензин. Цифры на стелах АЗС увеличиваются, а на некоторых заправках и вовсе наблюдаются перебои с поставками, особенно с маркой АИ-95.

Почему топливо дорожает? Разобраться в этом помогла кандидат экономических наук Алена Габудина, которая объяснила, что ситуация на рынке топлива – результат одновременного действия сразу нескольких факторов.

Сезонный всплеск спроса

– Каждый год в конце лета и начале осени мы видим одно и то же – стабильный рост потребления бензина. Это традиционный сезон, когда повышается транспортная активность, и это абсолютно нормально, – отмечает эксперт.

Проблема в том, что объем производства топлива остается примерно одинаковым в течение года, а значит, при всплеске спроса рынок быстро ощущает нехватку. В обычной ситуации компании компенсируют это за счет заранее накопленных резервов, но в 2025 году сделать это оказалось сложнее.

Удары по НПЗ: дополнительный стресс для отрасли

К сезонности добавился второй мощный фактор – атаки на российские нефтеперерабатывающие заводы. Тюмень, к сожалению, такие инциденты не обошли. Все это вызывает временные простои предприятий, а иногда и повреждение оборудования. Даже краткосрочная остановка снижает общий объем переработки, что сразу отражается на внутреннем рынке: «Когда что-то выходит из строя или останавливается, бензина просто становится меньше. Это объективно влияет на предложение. А если предложение меньше, а спрос выше, то цена неминуемо растет».

То есть, к ежегодному росту потребления прибавился реальный физический дефицит топлива, который усилил давление на рынок.

Почему не создали запасы: экономика против логистики

Еще одна причина, по мнению экономиста, о которой редко говорят вслух, связана с особенностями работы нефтяных компаний. Чтобы создать запасы бензина к осеннему сезону, топливо нужно где-то хранить. Но хранение больших объемов – это дорого: резервуары занимают пространство, требуют обслуживания, и все это увеличивает себестоимость: «Для НПЗ проще и дешевле реализовать его за границу, чем держать у себя, пока он не нужен. В результате, когда спрос внутри страны растет, нужных запасов просто нет».

Государственная политика и «урезанный демпфер»

Ко всем проблемам добавляется и фискальный аспект. По словам Габудиной, ранее государство частично компенсировало нефтяным компаниям разницу между внутренними и экспортными ценами на топливо – так называемый демпферный механизм. Это позволяло удерживать внутренние цены на стабильном уровне даже при росте внешнего спроса.

Но в 2025 году федеральный бюджет оказался в дефиците, и власти начали сокращать менее приоритетные расходы, включая компенсации НПЗ: «Теперь предприятия лишились поддержки. Им не возмещают потери, поэтому компании вынуждены повышать цены, чтобы компенсировать рост издержек и отсутствие субсидий».

«Паниковать не стоит»

Если в начале сентября проблемы ощущались в основном на юге и в центральной части России, то к октябрю дефицит и повышение цен дошли и до Сибири, и до Урала: «Это как волна – сначала европейская часть страны, потом западные регионы, а теперь и наши области. Но паниковать не стоит: это временное явление, логистическая задержка, которая со временем выравнивается».

Она подчеркивает: не стоит воспринимать ситуацию как топливный кризис.

Поставки продолжаются, просто приоритеты временно перераспределяются, чтобы сохранить стратегические резервы и не допустить резкого обвала запасов.

Экономист отмечает, что государство внимательно отслеживает динамику цен и объемов поставок: «Такая сфера всегда под контролем. Это временная необходимость, чтобы совсем запасы не снизились. Ну и ещё для того, чтобы на панике люди не скупили весь бензин». Осенний всплеск потребления идет на спад, производство восстанавливается, а логистика возвращается к норме. Однако ожидать, что цены упадут, не стоит: «Добровольно снижать цену никто не будет. Только если ФАС вмешается и найдет признаки искусственного завышения, можно рассчитывать на заморозку или корректировку. Но без давления сверху рынок сам по себе цены не снизит».

Читайте также

больше новостей

Комментариев пока нет

Добавить комментарий