«Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена — произведение, любимое кинематографистами, мультипликаторами и режиссерами театров. Спектакль по мотивам сказки датского писателя идет во многих театрах России, а с 17 декабря и в Тюменском театре кукол. Перед коллективом стояла трудная задача – не быть банальными, создать что-то оригинальное и в то же время узнаваемое, сообщает Вслух. ру.
Помимо растиражированности была и другая проблема. «Андерсена зовут «грустным сказочником», и нам надо эту минорную ноту совместить с аурой веселых новогодних праздников», – отмечал режиссер Сергей Грязнов.
Поиском изящных решений для поставленных задач занялся не только театр в полном составе, но и приглашенный художник. Известный тюменский керамист Александр Кухтерин стал создателем всех кукол.
«Мы давно хотели поработать с ним, – рассказал корреспонденту «Вслух.ру» художник театра Сергей Перепелкин. – Кухтерин — один из моих любимых тюменских мастеров, он большой молодец, ничего не делает с холодным носом! По куклам виден его почерк, они очень высокого качества. Если бы у нас было больше времени, вполне вероятно, что Александр мог бы сделать и сценографию, но время поджимало, а потому куклы – Кухтерина, сценография — моя».
По словам Перепелкина, в театре над «Снежной королевой» задумывались еще в прошлом году, однако после большого и очень красивого спектакля «Двенадцать месяцев» приступить ко второй масштабной постановке уже не было сил. «Производственные цеха у нас не такие мощные, как, например, в драме», – объяснил Сергей Михайлович. Новый спектакль получился скромнее премьеры 2009 года и по занятому на сцене пространству, и по количеству кукол. Для «Двенадцати месяцев» было сделано 40 кукол, для «Снежной королевы» – 20. Кухтерину для одного персонажа пришлось создавать не по одной кукле, так как в разных сценах нужны были то планшетные, то тростевые куклы, но это обычная театральная практика, сообщил Сергей Перепелкин.
Режиссер Сергей Грязнов взялся за очень серьезное многослойное произведение. Религиозного пласта, который лежит на поверхности в произведении Андерсена, как такового в тюменской сказке нет, основная тема – это борьба добра и зла, торжество настоящей любви над всеми несчастьями и бедами.
Снежная королева одновременно прекрасна и страшна — высокая женщина в белоснежном одеянии с жестоким лицом. Ольга Двинина, отвечающая за музыкальное оформление, постаралась сопроводить появление Снежной королевы напряженной музыкой, а потому каждая такая сцена была жутковатой. Малыши увидят в ледяной женщине злую волшебницу, которая своим поцелуем превращает горячее сердце в лед. Те, кто постарше, усмотрят в этом образе саму смерть, и королевство ее — это царство мертвых, холодный мир, где хорошо себя чувствует только тот, у кого не бьется сердце, у кого нет желаний.
Смерти противостоит Герда — символ жизни и любви. Слабая девочка, не знающая четырех действий математики и дробей, оказалась сильнее могущественной Снежной королевы. Чтобы вернуть Кая, ей не понадобилось колдовство; так, Лапландка отказалась изготовить для девочки волшебный напиток, поскольку «ее сила — в ее сердце». Герда прекрасно знала, чем можно победить Снежную королеву, а потому из осколков она складывает слово «доброта».
Темы в спектакле поднимаются серьезные, но при этом режиссер находит место смешным сценам. Маленькие зрители хохочут над тем, как разбойники посадили в мешок вместо Герды свою атаманшу и мутузили ее, не замечая своей ошибки. Может, над этим посмеются и родители, но даже если и нет, встреча с разбойниками окажется для них полезной, т. к. злодеи напомнят им, что бывает, когда любимым чадам разрешают всё. «Детей надо баловать! Тогда из них вырастают настоящие разбойники!» – убеждена атаманша, которую в страхе держит собственная дочка.
С 17 декабря труппа театра кукол без устали по три раза ежедневно играет для зрителей зимнюю сказку. В этом году последние спектакли состоятся 31 декабря, а затем со 2 января актеры вновь приглашают тюменцев на премьерную постановку.
Мегамамы, поделитесь отзывами на этот спектакль. Стоит ли тратить деньги?
-
!