Школьная форма – это символ традиций, помогающий развить чувство принадлежности к команде, а также очень сложный элемент гардероба. Мы одеваем детей в деловую одежду для школы, но не задумываемся, существует ли мода на такую униформу. И вообще, откуда началась история столь противоречивого элемента гардероба.
С древнейших времён.
Зачатки школьной формы пришли из древних времён. Например, в Перипатетической школе Аристотеля, основанной им в 334 г. до н.э., воспитанники и сам Аристотель носили галстуки, повязанные «восточным» узлом, и белые тоги, перекинутые через левое плечо. В учебных заведениях Древнего Рима если во время занятий обнаруживалось, что одежда ученика неопрятна, его наказывали, а при многократно повторяющихся случаях неряшливости с позором выгоняли из школы.
Как школьник лондонский одет.
Единая одежда для учеников школ появилась в Англии в середине XVIвека: в 1552 году была основана школа Christ’sHospitalдля сирот и детей из бедных семей. Для учеников был введён костюм из тёмно-синего жакета с фалдами до щиколотки, жилета, кожаного пояса и брюк чуть ниже колен. Примерно в таком виде форма сохранилась по сей день, единственная разница в том, что в наши дни ученики Christ’sHospitalуже не дети-сироты, а будущая экономическая и культурная элита Великобритании.
Этот опыт с введением одинаковой одежды для всех учеников в XVIIIвеке пригодился директорам английских школ. В то время дети из богатых семей ходили в школу в дорогой одежде, подшучивали над скромно одетыми одноклассниками и учителями. Знакомая ситуация? Богатым мальчикам было чем похвастаться: они имели около 20 рубашек, множество шейных платков, несколько вышитых жилетов, 4-7 пар панталон, камзолы, шляпы, перчатки, обувь на каблуках и всё из дорогих тканей.
В начале XIXвека многие английские школы вводят не только школьную форму, но и кодексы поведения, нарушение которых может привести к исключению ученика. Первыми стали вводить форму британские интернаты, потом она появилась в государственных школах, а в 1870 г. в Британии вышел указ, по которому государство гарантировало школьное образование каждому ребёнку и его обеспечение формой. Частные школы тоже ввели собственную форму, но не для того, чтобы обеспечить равенство учеников, а чтобы подчеркнуть их принадлежность к элите. Вот так символ равенства всех школьников превращается в объект престижа.
Тогда же ученики разных частных школ придумали сложную систему правил «внутреннего престижа»: сколько пуговиц застёгнуто на форменном блейзере; под каким углом надета шляпа; как повязаны шнурки на ботинках; носит ли ученик школьную сумку, взяв её за одну ручку или за обе… Эти символы были незаметны посторонним, зато ученики понимали место друг друга в школьной иерархии.
Школьная форма была введена во всех колониях Британской империи: в Индии и Австралии, в Новой Зеландии и Южной Африке, на Карибских островах. Для всех колоний форма была единой, но, подходящая для английского климата, она вызывала неудобство в жарких странах.
А в России: гимназистки румяные.
В России школьная форма появилась в 1834 году и была предназначена для учеников мужских гимназий. Шилась она по образцам военной формы: шинель, гимнастёрка, фуражка, брюки без канта; в зимнее время выдавался башлык. Гимназисты старших классов носили куртки с воротниками-стойками, похожие на морские кители.
В 1896 году форма появляется в женских гимназиях: коричневые платья с воротником-стойкой и фартуки – повседневный чёрный и торжественный белый. Закрытые учебные заведения для девочек также имели свою форму. Воспитанницы Смольного института носили закрытые платья из камлота. Для каждой возрастной категории учениц был свой цвет платьев: девочки от 5 до 7 лет носили коричневые платья, от 8 до 10 – голубые или синие, от 11 до 13 – серые, старшеклассницам полагались белые платья. Надевали также белые фартуки и пелерины.
В 1918 году школьная форма в России была отменена, т.к. у многих не было возможности её купить.
Возрождение школьной формы происходит только в 1948 году уже в Советском Союзе. Источником вдохновения послужила старая гимназическая форма: гимнастёрки с поясами и фуражки у мальчиков, строгие коричневые платья и чёрные фартуки у девочек. До конца 1950-х годов все девочки должны были носить косы с бантами, модные стрижки в школах были запрещены.
В 1962 году меняется форма мальчиков: вместо гимнастёрок вводятся серые пиджаки и брюки. А осенью 1975 г. появляются тёмно-синие брюки и куртки с погонами, нагрудными карманами, алюминиевыми пуговицами и нашивками на левом рукаве. В 1992 году школьную форму в России снова отменяют.
Немного о Европе.
В Европе как таковой школьной формы не было: школьники Бельгии, Франции, Италии и Испании в XIXвеке поверх одежды носили тёмные халаты, чтобы не испачкаться чернилами.
Школьная мода в Японии.
Одна из стран, где к школьной форме относятся с благоговением – Япония. Именно здесь зародилась особая мода на школьную форму и связанные с ней традиции. Введена она была в XIXвеке в мужских школах, шилась по образцу прусской военной формы. Мальчики средней и старшей школы носили чёрный (редко тёмно-синий) глухой китель со стоячим воротничком и брюки – такой костюм называется гакуран (в переводе «западный ученик»).
Для девочек существует два основных варианта формы. Часть школ предписывает своим ученицам носить форму в виде «матросских костюмов», появившуюся в 1920-х годах: блузка с матросским воротником, плиссированная юбка до колен, гольфы и туфли на низком каблуке. Спереди иногда завязывается лента, протянутая сквозь петлю на блузке. Другой вариант формы напоминает британскую – блузка, блейзер или пуловер с эмблемой школы, юбка в складку из клетчатой ткани. В японских школах правила ношения формы строго регламентированы: дети не имеют права на индивидуальный выбор носков и обуви, даже формы и расцветки сумок диктуются дирекцией школы.
Несмотря на столь строгие правила, школьная форма в Японии стала объектом культа. Многие девочки и после уроков, и в выходные дни стараются одевать одежду, напоминающую учебную униформу. Более того, в каждой школе есть старшеклассницы, нарушающие регламент ношения сэйфуку (в переводу «униформа»): клетчатые учебные юбочки укорачиваются до минимальной длины, блузки расстёгиваются на 3-4 пуговицы, демонстрируя прелести школьницы. А одинаковые для всех сумки набиваются не учебниками, а разнообразной косметикой, которая демонстрируется подругам.
Культовое отношение к школьной форме наблюдается и в культуре аниме. Множество мультперсонажей и героинь комиксов одеты в традиционную школьную матроску. Режиссёры также эксплуатируют образ японской школьницы, например, Квентин Тарантино в фильме «Убить Билла» сделал из девочки в сэйфуку маленькую убийцу.
Во многих странах вопрос о введении школьной формы остаётся открытым, в том числе и у нас. В России есть деловая одежда для учеников, строгой униформы как таковой нет.
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!