625003 Российская Федерация Тюменская область Тюмень Гранитная, 4

Тюменские таксисты останутся без штанов?

Нет
Тюменские таксисты останутся без штанов?
Автор фото: Мегатюмень
Все новости

Реформа в сфере таксомоторных перевозок может оставить законопослушных таксистов практически без штанов – такие условия прописаны в законе. Autotop решил углубиться в проблему, узнав мнение всех сторон, имеющих отношение к данной теме.

Многие счастливые обладатели личного автотранспорта не раз и не два клевали на заманчивые предложения работы в фирмах, предоставляющих услуги такси. Ну, а что такого? Несколько сотен (а иногда и тысяч) рублей, заработанных в свободное от основной работы время, по пути на службу или, напротив, с нее, ни для кого не были лишними. А работать «с руки», то есть разъезжать по городу в поисках голосующих на обочине сограждан, давным-давно стало невыгодно – с тех самых пор, как по всей стране, да и в нашем городе тоже, появилось огромное число пресловутых компаний, предоставляющих так называемые «информационные услуги», то есть, связывающих клиента, заказавшего машину, и непосредственного исполнителя работ, то бишь водителя. Официалов, имеющих свой собственный автопарк и оказывающих полноценные услуги такси, в городе мало. Неудивительно, что в сложившихся условиях «бомбить» не брезговало чуть ли не полгорода. Автор этого текста и ваш покорный слуга – не исключение.

Однако после реформы такси, шумно анонсированной в конце осени 2011, ситуация резко поменялась. Теперь для того, чтобы «чуток подзаработать», одного факта обладания машиной стало маловато.

ЗАТРАТНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ Решив после праздников вернуться к своему маленькому бизнесу, я позвонил в офис одного популярного в Тюмени такси. Обладатель грустного мужского баритона на том конце провода разъяснил, наконец, все тайные и явные замыслы отечественных законотворцев. Суть реформы, по его словам, сводится к следующему: таксисты должны будут получать разрешение на работу – лицензию, ездить придется исключительно «по счетчику» и с нанесенными на борта авто «шашечками»; также ежедневно нужно будет проходить медосмотр.

По замыслам депутатов, изменения в законе призваны избавить родные дороги от диких бомбил-лихачей, рассекающих на старых авто и часто в не совсем адекватном состоянии, и обезопасить тем самым более сознательных граждан. Поправки в федеральное законодательство вступили в силу 1 сентября 2011 года, Тюменская областная дума приняла закон о порядке осуществления контроля за деятельностью служб такси 22 сентября, а реальную силу закон о такси должен был обрести 1 января 2012 года.

Однако несмотря на жесткие сроки и назначаемые разнообразными инстанциями даты, ситуация по сути своей остается прежней. «Если хочешь работать – работай. Но это, что называется, на свой страх и риск. Мы за тебя никакой ответственности не несем», – поспешил отмежеваться от моих потенциальных правонарушений грустный менеджер службы заказа такси.

Ну и зря: я, собственно, и не собираюсь нарушать закон, ведь штраф за такую «вольность» составит 5 000 рублей и может отпугнуть кого угодно: для многих он просто перекроет величину дополнительного заработка.

Да и прочие слухи о материальных затратах легального таксиста не могут не повергать в уныние, если не сказать шок. Так, еще в прошлом году председатель межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин заявлял, что «медосмотр обойдется таксисту в 100 рублей в день; годовое разрешение на работу может достигнуть 30 тыс. рублей. А общая сумма расходов рядового таксиста будет составлять до 10 тысяч в месяц».

Однако, как оказалось, слухи были несколько преувеличены. Например, лицензия для таксистов в Тюменской области стоит 2 тысячи рублей и выдается сроком на пять лет. Эту информацию подтвердил и начальник Управления ГИБДД Тюменской области Геннадий Лоточкин на прошедшей  конференции. А вот в стольном, почти мифическом, граде Москве, где, по слухам, с одной стороны, бесплатно выдают почти все, а с другой, все, что выдают бесплатно, стоит неимоверно дорого, по заверениям властей, лицензия будет таки бесплатной.

Кстати, если таксист, трудящийся на своей нелегкой ниве официально, в течение года дважды будет уличен в нарушении правил перевозки пассажиров и ПДД, то он автоматически лишится лицензии на право извоза. Вот так. «Закон суров, но это закон», – сказали бы наверняка в этом случае таксисты древности.

«Так, может быть, все же стоит пойти по официальному пути?», – пытаюсь прикинуть я. Установка счетчика обойдется, конечно, в немалую сумму, около 5 6 тысяч рублей. Да и потом, с точки зрения большинства автосалонов, она приравнивается к переоборудованию автомобиля, что может стать причиной снятия нового авто с гарантии. На это тоже пойдет не каждый водитель. Теперь придется выбирать: ездить на старом авто со счетчиком либо на новом, но без оного. Какой выход? Неизменно выручает русская смекалка – можно установить программу-счетчик, например, на телефон. Ситуация вовсе без таксометров, когда можно было обзвонить операторов из разных служб такси и прицениться, где дешевле, устраивала всех, кроме, видимо, рьяно настроенных законотворцев.

С другой стороны, работать нелегально, то есть ничего не устанавливая и не переоборудуя, пользуясь услугами все той же фирмы-посредника, оказывается даже выгоднее. Посудите сами: за официалами со временем наверняка начнется настоящая охота: где лицензия, почему нет счетчика, и т. д., и т. п. А если я везу пассажира как раньше – согласно заказу от службы, оказывающей только «информационные услуги», попробуй это докажи. «Это мой друг, родственник, да я просто из человеколюбия решил подвезти страждущего бесплатно». Чтобы опровергнуть такие нехитрые доводы, нужно проводить целую спецоперацию: подставной клиент, меченые деньги, видеосъемка, настоящая контрольная закупка. И кто будет ловить за руку нечистоплотных водителей – тоже не вполне ясно.

По заявлению Геннадия Лоточкина, эта «почетная» миссия будет возложена на доблестных сотрудников ГИБДД. Но одни они будут это делать или в соавторстве с налоговой, и будут ли вообще – пока не очень ясно.

МНЕНИЕ ГИБДД Бесспорно, радует одно: как рассказал нам начальник отделения технического надзора УГИБДД УМВД России по Тюменской области подполковник полиции Алексей Николаевич Чубаров, установка плафонов и таксометров, нанесение шашечек и соответствующих надписей не являются переоборудованием автомобиля. «Тут ГИБДД никаких преград чинить не собирается», – улыбнулся подполковник. – Да и вообще, пока реформа не закончена и в регионах не до конца проработана законодательная база, департаментом решено не проводить никаких карающих мероприятий».

А карающих мероприятий пока не может быть в принципе: дело в том, что новые положения Кодекса об административных правонарушениях РФ можно применять к нарушителям только после внесения изменений в ПДД. Сейчас в Правилах дорожного движения не прописан запрет на эксплуатацию такси без разрешения, а значит, предъявить водителям нечего. Правда, поправки в Правила внесут уже в ближайшее время – скорее всего, в течение февраля. Вынужденная отсрочка – лишний шанс поторопиться с приобретением лицензии.

ШЕФ, ДОРОГУ ЗНАЕШЬ? Итак, возврата к «дикому» такси уже не будет. Попробуем выделить плюсы и минусы в новой схеме, подытожив имеющиеся сведения.

Положительные стороны реформы сводятся к следующим пунктам. При должном контроле со стороны проверяющих органов безопасность перевозок все таки должна будет возрасти. Правда, надеяться на то, что гремящие «ведра с болтами» в одночасье сменятся новыми «тойотами», как минимум, наивно. Машины останутся те же, но если повезет, водители будут хотя бы усерднее следить за их техническим состоянием. Ну, а регулярный медосмотр не позволит выйти на линию утомленным, или, чего доброго, хмельным водителям. Отдельные оптимисты склонны надеяться, что реформа заставит покинуть рынок настоящих, «прожженных» «бомбил» – неофициалов, годами «пасущихся» на «хлебных» местах: возле вокзалов, гостиниц и т. д. Эта категория извозчиков справедливо считается самой неприятной: настроение и безопасность клиента волнуют их меньше всего, главной же задачей является получение необоснованной сверхприбыли. Так, гостя города, прибывшего в Тюмень на поезде, охотно довезут до центра «всего» за тысячу рублей.

Удастся ли «перевоспитать» эту публику или очистить от нее улицы? Закон, вроде бы, гарантирует успешное развитие событий. Как будет на деле – вскоре увидим. Однако логика подсказывает, что «по хорошему» в этом случае, скорее всего, не выйдет: «таксисты по жизни» скорее отдадут правую руку, чем согласятся вылезти из за руля своей «Волги».

Очевидно, что отрасль будет переживать непростые времена. По прогнозам экспертов рынок будет лихорадить от трех месяцев до года: машину придется ждать не просто долго, а очень, очень долго; цены будут скакать то вверх, то вниз, напоминая больше показания градусника тяжелого пациента реанимационного отделения.

Развитие катастрофы будет сопровождаться сокращением и общего количества такси, и числа машин с лицензией. Ну, и как итог каждого кризиса – неминуемое повышение цен. Самые позитивно настроенные эксперты, осмелившиеся делать прогнозы, говорят о двукратном увеличении ставок (полуторное произошло уже сейчас – прим. ред.).

В попытке все же как то устроить свою таксистскую судьбу и с устойчивым нежеланием терять дополнительный заработок решительно набираю номер фирмы такси более высокого уровня, обладающей собственным автопарком. Вот тут меня взять согласились, но только при наличии лицензии и лишь на полный рабочий день. Автомобиль же обещали выдать свой, оснащенный, видимо, всем необходимым, а вот водителей с личными авто решено пока не набирать.

Правда, раскрыть подробности своей по новому регламентированной работы отказались наотрез, решив отделаться от назойливого соискателя если не все, то многое объясняющей фразой: «У нас все по закону». Ну, по закону, так по закону, что ж тут плохого? Лично я – только «за», буду зарабатывать в другой отрасли, где все оговорено не так строго. Вот только найти бы такую отрасль.

Автор:

Читайте также

больше новостей

Комментариев пока нет

Добавить комментарий