Нередко люди считают, что в музеях работники не спеша прогуливаются, попивают чаек и разговаривают о прекрасном. О том, почему это не так и каким образом идет подготовка к выставке, которой суждено стартовать через полчаса сегодня, 18 мая, корреспонденту Megatyumen.ru в Музейном комплексе имени Словцова рассказала сотрудник научно-исследовательского отдела, искусствовед и по совместительству куратор Наталья Александровна Паромова.
Открытый монтаж выставки «Шедевры художественной коллекции» - это, прежде всего, снующие из угла в угол монтажники, которые под предводительством сотрудников музея крепят картины, это реставраторы, которые несмотря на собравшуюся аудиторию продолжают корректировать внешний вид рам и куратор с хранителем, без которых этот творческий хаос был бы невозможен.
-
!
Экскурсия по закулисью выставки начинается с запева. Так Наталья Паромова назвала пока что пустующую стену, расположенную прямо напротив входа в большой зал.
- В этом месте будет очень красиво написано, что эта выставка посвящена шедеврам художественной коллекции и объяснено, искусство каких стран представлено. Вот, как раз пришли мастера, которые сейчас начнут оформлять стену, - начала встречу куратор выставки Паромова, уточнив, что в следующем зале еще только предстоит оформить навигацию в виде красивых стоек со стрелками. Это необходимо для того, чтобы люди не пытались по привычке спросить у Гугла, куда идти, чтобы найти русскую живопись или работы западноевропейских художников.
-
!
Стены залов уже украшены картинами разных веков и направлений. Почти все готово. Правда, нет объяснений и этикеток.
-
!
-
!
-
!
-
!
Но этим занимаются профессионалы, так что к 16 часам – к открытию выставки, где, по заверениям организаторов, ожидается наплыв зрителей, все будет готово.
-
!
-
!
К слову, на монтаж выставки пришли не только взрослые, но и дети, которые вырвались в первый ряд, чтобы периодически задавать вопросы экскурсоводу и рассматривать картины одними из первых.
- Вот, тебе пять лет, а этой картине 200 с лишним. Где еще можно увидеть такое? Музей – это особое место, это путешествие во времени, - обращается к маленьким и любопытным посетителям Наталья Александровна, попутно объясняя ребятам, по какой причине художники пишут картины, а не рисуют, - Кстати, обратите внимание, как их вешают. Смотрите, как высоко. На лестнице стоит наш монтажник Сергей. Сейчас он будет вешать большие работы.
-
!
К слову, работники развешивают полотна не по наитию, а с помощью лазерного нивелира. Оптимальный вариант – устанавливать картины на уровне 155 сантиметров от пола до центра произведения. Это необходимо для того, чтобы зрителям было комфортно смотреть и видеть.
-
!
- Подготовка к выставке – это все не так просто, как может показаться. Необходимо аккуратно, чтобы не поцарапать, протереть стекло, надеть специальные перчатки, распаковать произведения, все работы расставить и сверить в соответствии с документами, дабы удостовериться в том, что ничего не пропало, - поведала куратор выставки.
-
!
Здесь картины лежат на хранении. На каждом экспонате есть специальный номер, этикетка и подпись. У картины, как и у взрослых людей, есть свой паспорт. А за тем, чтобы все было в порядке, следит хранитель.
- Прежде чем организовать эту выставку, мы с хранителем Людмилой Овсянкиной долго думали, какие картины выбрать, чтобы извлечь из наших фондов все самое интересное и зрелищное, - отметила Наталья, обратив внимание на сложно выстроенное помещение в виде лабиринта, - Этот лабиринт нам достался от предыдущих выставок. А в лабиринте классически развесить картины и другие экспонаты не удастся. Поэтому мы хорошенько поломали голову над этой выставкой: придется делать удобную навигацию, потому что подобное искусство требует анфилады (прим. последовательность предметов в пространстве), а не змеиных переходов.
-
!
По заверениям Натальи Паромовой, в монтаже самое сложное – это хорошо и ровно повесить картины, а в экспозиции – сделать так, чтобы в ней была логика, а каждое произведение четко читалось. Одним из самых распространенных мифов является то, что развеска произведений происходит примерно так же, как и в интерьере: на кухне, к примеру, натюрморт, в спальне ню, а в гостиной обязательно пейзаж. Нет, в музее все иначе. Здесь нужно соблюдать определенную логику, то есть очень хорошо знать, что такое история искусств. Естественно, картины необходимо развешивать по хронологии, так, чтобы они не спорили между собой. Чтобы XVIII век, соприкасаясь с XX не пугался ярких, броских и жестких работ последнего.
- Это тяжелый интеллектуальный труд, ведь картины могут спорить и по цвету, и по ритму, а содержания и стили должны соприкасаться друг с другом. Искусствоведу все это нужно знать, чтобы выставка не превратилась в кашу. А зритель может смотреть, как угодно. Он может прийти и сказать, посмотрев на картины, пошли туда, там что-то есть. Он не обязан получать информацию об истории искусств, если не хочет этого, но если заинтересованность в разгадках таинства есть, то все обязательно получится. Даже если человек пришел просто так посмотреть, это тоже много значит. Потому что что-то его на это сподвигло, - резюмировала Наталья.
Для справки:
В рамках выставки в музее имени Словцова представят более 200 работ живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и скульптуры их фондов имени Пушкина, Эрмитажа и частных собраний. «Художественные шедевры коллекции» разделены на три раздела: русское классическое искусство XVIII – начала XX веков, западноевропейское искусство XVI — начала XX веков и отечественное искусство ХХ века. Выставка будет принимать гостей до 8 января 2019 года на улице Советская, 63.