В советское время над словом «бал» слегка иронизировали. Видимо, считали пережитком далекого столетия. Но сейчас, стремясь отойти от обыденной суеты, мы видим в нем не мнимую вычурность, а истинную прелесть. Бал – явление величественное и волнующее. Его традиции стали зарождаться еще в XV веке. Российские балы, начиная с петровских ассамблей, всегда отличала торжественность и щедрость. Понемногу обычаи изящного празднества стали укореняться в Сибири. История сибирских бальных традиций по-своему самобытна.
И дум высокое стремленье...
Нельзя не сказать о том, что зарождение просветительских балов в Сибири связанно с примерами декабристов. В ялуторовском доме М.И. Муравьева-Апостола в каждую неделю собирались отбывавшие ссылку Якушкин, Тизенгаузен, Оболенский, Ентальцев. Беседовали о делах страны, проводили домашние концерты. Нередко там звучали стихи Вольтера и обсуждались проекты изменений в городе.
Поэт Одоевский в период ишимской ссылки создал самые яркие из своих произведений. Распространяясь среди декабристов, они помогали бороться с тяготами новой жизни, становились выражением их духовных стремлений и звучали на встречах.
С конца 30-х знаменит был дом сосланного в Тобольск Михаила Фонвизина. Его дом стал своего рода местом сбора для интеллигенции и ссыльных. Говорили, конечно, о судьбах России, временами устраивали вечера. Говоря о торжествах в Тобольске, подлинно известно, что 2 июня 1837 года бал в этом городе проводил сам Василий Жуковский, поэт, сопровождавший в «сибирском турне» наследника престола цесаревича Александра.
Особый дух времени повлиял на культурную и светскую жизнь самой Тюмени, отголоски восстания по-своему затронули город. Тюмень в это время стала крупным ремесленным центром. А значит, могла позволить ежемесячные балы – но только для определенных кругов.
Тюменский бал. Строеньем длинным…
Известно, что первые балы в Тюмени проходили с конца 80-х годов в доме Благородного собрания. Современники назвали бы его элитарным клубом со своим членством, традициями и посетителями. Да и само здание, словно образец эпохи екатерининских времен, с мощными колоннами, аркадами и портиками, располагало к задумчивым беседам и величественным сборам. Здесь отдыхала культурная элита, встречались меценаты, заключались торговые сделки.
А в 1879 году был открыт известный в Тюмени клуб приказчиков, куда входили почетные жители города. Балы, маскарады, литературные встречи и драматические представления стали неотъемлемой частью вечеров на углу Царской и Садовой улиц в доме Боровицина. Балы начинались с кадрилей. Вслед за ними шла шумная мазурка, а величавый полонез, как правило, заканчивал действие. Но из тюменских газет известно, что призовыми танцами на одном из вечеров были объявлены вольные «гапак» и «китаянка», сильно возмутившие ревнителей бального порядка.
Любила дворянская Тюмень красочные маскарады, куда мещанская публика не смела проникнуть. Одни называли их «прекрасным способом отдохнуть и повеселиться» другие клеймили «попранием обычаев» и «разорением казны».
Танцевальный клуб в 1980 году состоял из 8 почетных и 98 действительных членов под председательством Николая Глизмана. Реклама заведения гласила: «Открыт ежедневно, с семи часов вечера. По понедельникам и пятницам – танцевальные вечера».Редко, но в городе проходили балы масштабные - в залах, окруженных колоннами с трех сторон. Зал освещался восковыми свечами в хрустальных люстрах. В середине непрерывно танцевали пары, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов с колодами карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали.
Подобные встречи в Тюмени имели свою особенность – распределяя на них свои капиталы, купцы не забывали о статьях на благотворительность, тщательно проверяя, дойдут ли их пожертвования до адресата. Отголоски меценатской традиции возвратились и в наши дни.
Последний благотворительный бал в Тюмени прошел в 1769 году в доме купца Трусова.
О бальных порядках
Получив приглашение на бал за месяц, гости являлись, как правило, с небольшим опозданием. Прибывших гостей объявляли "непрерывным потоком". Войдя в залы, гости подходили приветствовать хозяев, затем общались с прочими.
Дамы и девушки одевались в платья по последней моде, каждое из которых разрешалось носить не более двух раз. Прическа девушек должна была подчеркнуть скромность и естественную красоту - залог благовоспитанности. Им следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее и маленький браслетик. В Сибири это требование немного смягчалось. Покрой бальных платьев зависел от моды, но неизменными оставались открытая шея и плечи. Кавалер, желая позвать даму, подходил к ней, изящно поклонившись: «Позвольте иметь удовольствие пригласить Вас на танец». Однако считалось неприличным, если пара долго занята друг другом. Матушки красавиц зорко следили, чтобы не допускались никакие проявления вольности, так что взгляды и движения кавалеров строго контролировались.
Согласно бальному этикету, приглашенные должны были вести себя непринужденно, грациозно двигаться. Также предписывалось «чтобы выражение лица всегда оставалось любезным и милым взгляду, улыбаться и глядеть с приятностью». Помимо знаменитых танцев – кадрили, мазурки и гавота, танцевали в старину и малоизвестную для нас «полянку», «сударушку», «па-д'эспань», «падеграс», «краковяк», «падепатинер». Для элиты обучение бальным танцам считалось важным элементом воспитания, наряду с французским языком. Старые дворяне считали особым долгом посещать светские рауты. Для молодежи балы были местом, где учились говорить любезности, влюбляться и, подчиняясь обязанностям, пользоваться счастливыми правами.
В круженье времени и вальса
Возрождение балов – ответственная миссия. И в каждой сказке есть элемент превращения. Современная красавица, сменяя повседневный наряд, преображается не только внешне, подчиняясь неукоснительно-строгой старинной обстановке. Сколько волнений, смутных чувств и восторгов ожидало семнадцатилетних девушек, впервые выходящих в свет. Современный юноша, забывая все неловкости и сдержанность, становится настоящим хранителем, почитателем «молодой прелестницы», как говорили в старину.
Почему бал - зрелище для избранных? Здесь не столь важен материальный показатель. Избранный тот, кто умеет чувствовать изящное, тонко отражать настроение минувшей эпохи и бережно доносить ее лучшие образцы. И кажется, что с восстановлением бальных ритуалов, вернутся главные составляющие сибирских балов – благотворительность, беседы об искусстве, высокие идеи…
Прикоснитесь к лучшим мировым традициям!
Маргарита Чекунова, дебютантка Второго Благотворительного Венского Бала в Тюмени!
Напоминаем, что Второй Благотворительный Венский Бал в Тюмени состоится уже в эту субботу 23 ноября 2013 года в концертно-танцевальном зале «Империал».
Генеральный информационный партнер – телеканал «Тюменское время» (tyumen-time.ru).Партнеры: - Компания «Коста Иберия» (www.costaiberia.ru)- Авиакомпания UTair (www.utair.ru)- Салон красоты «ARCADA»- Бюро Пеликан (www.buropelikan.ru)- Русская Ювелирная Сеть» (www.zoloto72.ru)- Агентство путешествий «Карта Открытий» (www.ko72.ru)- Типография «АПринт» (aprint72.com)- Цветочный салон Amsterdam (www.амстердам-цветы.рф)- Эксперт по городу - Компания «2ГИС» (www.tyumen.2gis.ru)
Информационные партнеры: компания «Транс Медиа», журналы Fashion Collection (fcollection.ru) и TMN (portaltyumen.ru), порталы Events72.ru, Geometria.ru, Egojournal.ru, При поддержке Правительства Тюменской области и Департамента Культуры Тюменской области.Заказ и доставка билетов +7(912)399-16-68Подробности на www.венскийбал72.рф
-
!