625003 Российская Федерация Тюменская область Тюмень Гранитная, 4

Все о номенклатурном заднемоторнике «Татра»

Нет
Все о номенклатурном заднемоторнике «Татра»
Автор фото: Мегатюмень
Все новости

Отвечая на вопрос о том, ездили ли по дорогам СССР в последние два-три десятилетия автомобили иностранного производства, кроме тех, что были с дипломатическими номерами, многим придется призадуматься. Причина такой задумчивости – очень малое количество таких авто, которое принимать во внимание, наверное, не стоит.

Однако, если брать весь иностранный автотранспорт без исключения, на этот же вопрос можно ответить совсем иначе: были гэдээровские грузовики «ИФА» и микроавтобусы «Баркас», польские легкие развозные фургоны марки «Жук» и «Ныса», а также чешские полуторки «Авиа» и самосвалы «Татра»... Постойте, постойте, а ведь на «Татре» выпускали не только большегрузную технику, но и легковые автомобили. Были ли они в СССР?

О легковых «Татрах»…

Первый легковой автомобиль на одной из старейших и знаменитых компаний Восточной Европы собрали еще летом 1897 года. И был это не просто какой-то трехколесный самодвижущийся экипаж, а спецтранспорт для графа Поттинг-Першинга – главы австрийского автоклуба. Машина получилась отличная, отчего на фабрике специализирующейся до того на выпуске вагонов, решили перенаправить все усилия в новое русло – автомобилестроение. За последующие тридцать пять лет ворота предприятия «Татра» покинуло много интересных моделей, среди которых были Т11, Т70 и Т80. Но выпуск стандартных гражданских версий не был конечной целью, и уже в 1934-м миру был представлен первый лимузин компании – «Татра Т77». Это был первый серийный автомобиль в мире с аэродинамическим кузовом – нечто невообразимое для того времени, учитывая заднемоторную компоновку, двигатель воздушного охлаждения и стоимость, сопоставимую с ценами на «Роллс-Ройс» и «Майбах». Спустя пару лет выпустили усовершенствованную версию этой же модели – Т87, которая продержалась на производстве до 1950 года.

Следующий виток в истории выпуска представительских автомобилей случился в 1956-м, когда на всеобщее обозрение была представлена «Татра Т603» – модель, получившая известность далеко за пределами родной Чехословакии.

Военная помощь

14 мая 1955 года случилось событие, которое вогнало в ужас многие капиталистические страны: был подписан Варшавский договор (документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств, при ведущей роли Советского Союза). Однако, вопреки всем злым языкам, сие действие позволяло не только оказывать военную помощь странам-участницам (а их было семь), но также разрешало между ними сотрудничество в гражданских направлениях, будь то машиностроение или изготовление мебельной фурнитуры. 

Для автомобильной промышленности это был глоток свежего воздуха, ведь открывались новые горизонты сбыта, предшествующие, в свою очередь, расширению производства. Для советских автопредприятий: ВАЗа, ГАЗа, ЗИЛа и т. д., конечно ничего нового не произошло – им не хватало мощностей для охвата даже внутреннего рынка, чего не скажешь о европейцах, которые смотрели на тот же рынок как на большой лакомый кусок. Таким образом, на территорию бывшего СССР попали те самые грузовики, микроавтобусы и автомобили с незнакомыми иностранными названиями.

Что касается участия во всем этом чехословацкого партийного лимузина «Татра Т603», то оно заключалось в следующем: эти автомобили поставляли в СССР как служебный автотранспорт для партийных и политических руководителей взамен денег, которые чехи должны были за оказание ряда услуг или полученные материалы.  Также многим директорам крупных предприятий, которые заказывали самосвалы «Татра», для полной комплектности «впаривалось» по одному легковому автомобилю (разумеется, не бесплатно), после чего велись долгие и дорогостоящие переговоры по их обслуживанию и ремонту. Кстати, о цене: модель Т603 обходилась Советскому Союзу вдвое дороже горьковской «Чайки», хотя выглядела несколько хуже, была меньше и не такой удобной. По этой причине многие «Татры», прибыв в Москву, вскоре отправлялись на периферию – в распоряжение каких-нибудь райкомов, где, немного поколесив и заработав «диковинную болячку», доживали свой век стоя на приколе в старых пыльных гаражах.

Чешский взгляд

Если говорить о Т603 как автомобиле, то следует отметить факт, свидетельствующий о том, что люди, увидев это творение инженерной и дизайнерской мысли, не могли оставаться к нему равнодушными. Слегка перефразировав и немного утрируя, можно сказать так: новая «Татра» либо покоряла сердца людей, либо наносила им душевные травмы. И дело здесь не в чем-то конкретном, как может показаться, а в картине в целом: конструкция имела хребтовую раму (такое в автомобилестроении больше никто не применял), заднемоторную компоновку (необычное явление для этого класса), довольно странную заднею подвеску – качающуюся на полуосях, а благодаря чересчур округлым формам, это респектабельное транспортное средство обладало очень низким коэффициентом аэродинамического сопротивления, что позволяло разгоняться двухтонной махине до ошеломительных для середины «пятидесятых» 160 км/ч. Именно последнее подтолкнуло чешское руководство выдвинуть эти машины в раллийный и кольцевой автоспорт, где они впоследствии будут показывать неплохие результаты и вновь напомнят всему миру о великом европейском автопроизводителе. 

Не для народа

Широкой мировой публике новоиспеченный автомобиль из Чехословакии был представлен на выставках Италии, Франции и США, где, по задумке руководства страны и партии, должны были отыскаться потенциальные покупатели. Но ожидаемого ажиотажа вокруг необычной «Татры» не произошло, за последующие годы там было продано считанное количество «шестьсот третьих». Оценили данное транспортное средство только в странах бывшего соцлагеря, а на выставке в западногерманском Висбадене даже наградили Золотой лентой за стиль, концепцию и элегантность (солидарность тогда была в почете). Не лучшим образом обстояли дела со спросом в самой Чехословакии. Там этот автомобиль не поступал в розничную продажу, отчего предприятию оставалось довольствоваться мизерными заказами от госучреждений и верхушек власти. Хотя при всем этом стоит отметить что как у себя на родине, так и в других дружественных странах рекламная кампания модели Т603 разворачивалась невероятно широко. Было огромное количество плакатов, на которых правительственный лимузин, окрашенный в яркие, совсем не номенклатурные цвета, находился в окружении прекрасных особ женского пола, причем иногда полуобнаженных. Постоянно транслировались видеоматериалы о технических особенностях автомобиля, которые позволяют добиваться успехов в автоспорте, и т. д. Для чего это делалось, до сих пор не ясно.

P.S. За девятнадцать лет на производстве модель Т603 дважды получала обновление. Первое – в 1962-м, тогда заводчане избавились от странной головной оптики, состоящей из трех элементов, которые заменили обычной формулой из двух сдвоенных блок-фар. Второе – в 1968-м: на автомобиль наконец-то начали устанавливать дисковые тормоза.

Специально для журнала Autotop Олег Зотов

Автор:

Читайте также

больше новостей

Комментариев пока нет

Добавить комментарий