Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области рассматривается дело, возбужденное по заявлению ООО «Авто-Дина». Как сообщает УФАС, заявитель выразил свое «фи» журналу «Дорогое удовольствие» (ООО «Лидер-медиа»), в котором размещал в ноябре 2011 года свои рекламные материалы. Рекламодатель решил проверить, насколько тираж «Дорогого удовольствия» соответствует заявленному. Подозрения оказались не беспочвенными.
- Действия ООО «Лидер-медиа» содержат признаки нарушения ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (Закон о конкуренции), - комментирует специалист-эксперт Тюменского УФАС России Денис Захаров. – Журнал «Дорогое удовольствие» заявил тираж в 5000 экземпляров, в то время как реальная цифра составляет 3500 экземпляров издания.
По мнению Управления, действия «Лидер-медиа» направлены на получение неконкурентных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Тем самым «тиражный пузырь», созданный издательством, содержит признаки нарушения п. 1 ч. 2 ст. 14 закона о защите конкуренции. Согласно закону, недобросовестная конкуренция не допускается, в том числе неприемлемо вводить в заблуждение в отношении характера, способа и метода производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Глянцевые журналы действительно завышают свои тиражи. Зачем? Ответ банален – реклама, ибо этот «золотой теленок» приносит самые большие деньги, но отнюдь не продажа глянца. По сравнению с тем, какие финансовые потоки идут от рекламы, продажа бумаги – это сущие копейки.
У издателя в процессе подготовки номера к печати возникает соблазн отпечатать тираж реально меньший, чем он заявил в выходных данных издания, тем самым сэкономить на полиграфии, и причем существенно. Тем более остро это «желание» возникает сейчас, в сложный период, когда каждый рекламодатель требует большие скидки, рассрочки платежей и т. п. Но очень мало рекламодателей впоследствии интересуется, как был распространен тираж с его рекламой.
- Действительно, есть на рынке деловых и прочих СМИ такие недобросовестные участники, - комментирует ситуацию исполнительный директор "Тюменского Бизнес-журнала" Мария Вожигова. - Если журнал имеет хорошо отлаженную доставку, его видно на рынке, его покупают, журнал выходит ровно в срок, то зачем подобные махинации? Лично мы выступаем за прозрачность тиража перед читателями и перед ФАС в том числе.
На самоме деле любой рекламодатель может проверить тираж издания с размещенной им рекламой. Нужно обратиться к своему менеджеру, сотруднику того издательского дома, в котором заказчик размещает рекламу, и попросить организовать ему выезд на место получения тиража. Если издание печатается, например, не в Тюмени, то нужно присутствовать на точке входа тиража в город и разгрузке/перегрузке его в редакцию или курьерскую службу издателя. И желательно данный запрос делать не заранее, а, например, за сутки до дня прихода тиража в город. Тогда точно можно быть уверенным, что тираж вы увидите реальный.
Возникает вопрос – неужели рекламодатель там будет пересчитывать пачки изданий? Согласитесь, что, когда мы на рынке покупаем продукт, то смотрим на весы. Почему же за рекламу мы платим во много раз большие деньги и не контролируем, сколько нам «продали» тиража? Поэтому один-два раза в год можно и пересчитать пачки, открыть некоторые из них, чтобы убедиться, что это именно нужный вам номер издания.
- Для нашего журнала такие махинации с тиражами неприемлемы, - говорит Светлана Таран, директор журнала "Я Покупаю-Тюмень", ИД "Абак Пресс". - Мы слишком ценим свою репутацию, чтобы рисковать доверием своих читателей. Играть мы не пытаемся. Так, за 10 лет существования журнала «Я Покупаю-Тюмень» мы ни разу не сталкивались с недоверием читателей и клиентов. Заявленные нами 10 тысяч экземпляров все в городе видят. А если приходит новый клиент и делает официальный запрос о тиражности издания, то мы всегда готовы дать возможность тираж пересчитать. Хотелось бы, чтобы все игроки вели честную игру. Пусть каждый выбирает, что поставить на чашу весов, чем пожертвовать – своей репутацией или прибылью. Мы не ставим своей задачей отслеживать заявленную тиражность другими глянцевыми изданиями, для этого есть НТС и другие контролирующие органы.
Что касается журнала «Дорогое удовольствие» (ООО «Лидер-медиа»), то сейчас факт нарушения проверяется. Если нарушение антимонопольного законодательства подтвердится, штраф может составить от 100 000 рублей, отмечают в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области.