У пассажира есть право запросить компенсацию в сумме 3% от стоимости авиабилета за каждый час ожидания
Иногда авиарейсы задерживаются и люди вынуждены потратить лишнее время на ожидание перелета. Какие права имеют пассажиры таких рейсов, рассказала Марина Сапожникова, юрист новосибирского юридического кабинета «Помельцев и Кучеренко».
У пассажира, рейс которого задержали, есть право запросить компенсацию в сумме 3% от стоимости авиабилета за каждый час ожидания как компенсацию за опоздание. Кроме того, каждый час можно штрафовать авиакомпанию на 25% МРОТ (базовая сумма МРОТ — 100 руб.) за каждый час ожидания. Однако сумма такого штрафа не может превышать 50% стоимости билета.
Компенсацию обязаны выплатить, если экипаж или борт не готовы к выполнению рейса, допущены ошибки в расписании перелетов, пассажиру отказали в посадке из-за овербукинга (число проданных билетов превышает количество мест), а также если перелет отменили из-за нерентабельности.
Однако авиакомпания не обязаны выплачивать штраф, если рейс задержали из-за форс-мажорных обстоятельств: плохой погоды, неисправность воздушного судна, угрожающая жизни и здоровью пассажиров, и иных обстоятельств, которые не зависят от перевозчика.
– Как только в аэропорту объявили о задержке, стоит сразу обращаться к работнику авиакомпании за разъяснениями. Сотрудник обязан сообщить причину задержки или отмены рейса, примерное время отправления, если рейс задержан, и держать в курсе всех изменений, — объяснила Марина Сапожникова корреспонденту «Сиб.фм».
Если рейс задержали на 2 часа и больше, то у пассажиров появляются новые права. Он может рассчитывать на напитки спустя 2 часа и на горячее питание через 4 часа. Также ему становятся доступны 2 бесплатных телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте. Если один из пассажиров – ребенок до 7 лет, то родители могут использовать комнату матери и ребенка.
При разнице между отмененным и другим перелетом более 8 часов днем и 6 часов ночью, то пассажиру должны предоставить гостиницу и бесплатный транспорт до нее и обратно. Также он может бесплатно сдать багаж на хранение.
Если задержанный авиарейс являлся внутренним, то для получения компенсации необходимо предъявить претензию авиакомпании в аэропорту пункта отправления или пункта назначения в течение 6 месяцев со дня задержки рейса.
Чтобы подтвердить убытки из-за задержки рейса, нужно приложить копии документов, которые это подтверждают: билеты с пометками о задержке или отмене вылета, копии посадочных талонов, чеки и квитанции, которые доказывают лишние расходы.
– У вас есть право на компенсацию морального вреда и возмещение убытков в связи с задержкой рейса. Например, у вас сорвались заранее оплаченные экскурсии, вы опоздали на поезд или другой самолет. Если рейс вообще отменили, то Вам обязаны вернуть деньги за билет полностью, — дает итоговый совет Марина Сапожникова.