625003 Российская Федерация Тюменская область Тюмень Гранитная, 4

Эксклюзив «Зачем их сюда тащат?»: как в Тюмени живут и учатся дети мигрантов

l4Ql-82jt2U
Автор фото: Создано нейросетью GPT
Общество

Ребята испытывают сильный стресс, изучая новый язык

В последние годы в Тюменскую область приезжает немалое количество иностранных граждан из стран ближнего зарубежья. Большинство из них едут в Сибирь в надежде заработать и обеспечить светлое будущее своим детям на родине. Однако временная подработка нередко затягивается, и мигранты перевозят сюда целые семьи. Насколько сложно адаптироваться детям из этих семей в российском обществе?

«Не такие, как все»

По данным департамента образования, в Тюмени в текущем учебном году обучаются 2 292 ребёнка мигрантов, что на 393 меньше, чем в аналогичный период прошлого года. По словам уполномоченного по правам ребёнка Тюменской области Андрея Степанова, таким детям не всегда легко в школе.

– Ребят часто обвиняют в том, что они «не такие, как все». Но они переехали не по своей воле – так сложились обстоятельства у их родителей. Разве дети виноваты в этом? – задаётся вопросом детский омбудсмен в разговоре с корреспондентом «МегаТюмени».

Дети мигрантов оказываются в совершенно незнакомой для них среде. Особенно тяжело приходится учащимся младших классов, которым нужно усваивать знания на абсолютно незнакомом языке.

Лучший учитель – родитель

Многие родители-мигранты отдают детей в школу, но сами не проявляют должного интереса к процессу адаптации. Ребёнок учит новый и сложный для него язык, в то время как мама этого языка вообще не знает, а папа владеет лишь базовыми фразами. Малыш возвращается домой, где его новые знания не поддерживаются и не применяются на практике.

По словам Степанова, переезд в другую страну вместе с детьми – это шаг с серьёзными последствиями: «Семья должна понимать, с какими трудностями она столкнётся и как это отразится на каждом её члене. В России один государственный язык, и исключений в этом отношении нет. Однако никто не запрещает использовать родной язык в быту. Главное – не разрывать ребёнка между двумя мирами».

Он подчёркивает, что лучший учитель для ребёнка – это родитель, который своим примером показывает уважение к русскому языку и местному укладу жизни.

Их не всегда берут в школы

С 2024 года в России ужесточили условия приёма в школы для детей иностранных граждан – теперь они обязаны пройти тестирование по русскому языку. Согласно данным Рособрнадзора, из 1762 детей только 27 смогли успешно сдать экзамен. В Тюменской области из 13 детей справились 9. В школе №69, одном из центров тестирования региона, экзамены прошли спокойно.

– У нас было заявлено четверо детей: три первоклассника и один второклассник. Они не первый год живут в России, посещали детские сады, поэтому успешно сдали тест, – поясняет директор школы Эльвира Амирова.

Вынуждены объединяться и защищаться

Из-за языкового барьера дети мигрантов не только отстают в учёбе, но и нередко становятся раздражительными или агрессивными.

– К мигрантам в нашей стране и так предвзятое отношение, которое, к сожалению, распространяется и на их детей. Они становятся заложниками этой ситуации: их пугают – они защищаются, объединяются в группы, – отмечает Андрей Эдуардович.

Однако, добавляет он, что такое поведение – не норма, а результат отсутствия системной работы. При грамотном взаимодействии родителей и педагогов национальных конфликтов можно избежать. Примером служит 69-я школа, которая с 2023 года участвует в проекте по адаптации детей иностранных граждан. По словам директора, подобных конфликтов здесь не возникало и ранее, поскольку работа в этом направлении ведётся с самого основания школы.

– Вопрос обучения таких детей всегда актуален. Мы стараемся выстроить процесс так, чтобы детям мигрантов было комфортно, и чтобы это не мешало остальным. Нам помогают и социальные партнёры. Например, Ассамблея народов России уже дважды предоставляла нам рабочие тетради для занятий с детьми мигрантов, – рассказывает директор в беседе с корреспондентом «МегаТюмени».

Она также рекомендует переезжать именно летом – в этом случае дети успевают посетить летний лагерь и начать социализацию до начала учебного года. Тогда адаптация проходит легче. Но не все родители это понимают и переезжают даже в середине учебного года.

Родителям важно активно участвовать в школьной жизни.

– Когда за честь класса выступает вся семья ребёнка мигранта, в коллективе не возникает лишних вопросов. Наоборот, родители других учеников начинают гордиться таким ребёнком, – уточняет Амирова.

«Пусть живут у себя на родине»

Однако не все разделяют мнение о необходимости адаптации. Некоторые считают, что детям мигрантов в России не место.

– Чтобы им было комфортно, нужно жить в привычной среде – то есть на родине. Их вырывают из привычного окружения, от друзей, насильно привозят в чужую страну и заставляют учить незнакомый язык, – считает руководитель общественной организации «За безопасное детство» Андрей Крамарский.

По его мнению, количество конфликтов с участием детей мигрантов в последнее время выросло. Он им сочувствует: «Пусть они живут у себя на родине, строят свой социальный мир, чтобы никому не хотелось уезжать. Я не понимаю родителей: если ты едешь на заработки, зачем сюда тащить ребёнка? Пусть остаётся дома».

Крамарский утверждает, что для учителей работа с такими детьми – настоящее испытание. Несмотря на дополнительное обучение, педагогам приходится уделять им больше внимания, что сказывается на процессе в целом: «Они молчат, ничего не говорят руководству, боятся. Многие увольняются. А мамы таких детей уже через месяц после переезда начинают активно «качать права» – и в школах, и в поликлиниках».

Он убеждён, что детям мигрантов лучше оставаться в своей привычной среде – по такому принципу живут многие страны.

Читайте также

больше новостей

Комментариев пока нет

Добавить комментарий