Сначала были форумы. На заре становления интернета это был единственный закоулок в cети, где можно было общаться. Форумы были тематическими, чаще всего в них кучковались гики, но постепенно подтянулись и обыватели.
Среди бесконечных тем о винде, WarCraft и пентиумах начали пробиваться ростки обычной жизни. Вполне земные обсуждения реальных проблем, «какую книжку почитать, какой фильм посмотреть», заполонили виртуальность. А там, где есть живое общение, всегда найдется место флирту.
Между делом, форумчане начали знакомиться. Виртуальный флирт иногда перерастал в виртуальные романы, которые очень редко, но все же выливались в реальные отношения. Затем появились чаты. Общение, как правило, было разнузданным – возможность писать под ником освобождала от ответственности.
«Он задумался. Когда она так неожиданно покинула этот чат, у него возникло ощущение, как у человека, которого прервали на полуслове. В большинстве разговоров – в реальной жизни – это он решал, о чем говорить и когда заканчивать беседу. А тут у него было впечатление, что в этом интернетовском диалоге контроль был у нее. В течение нескольких минут она вытянула из него то, чего он не рассказал бы никому, если тот не является его другом». (Из книги «Одиночество в сети», Януш Леон Вишневский, 2001).
Для тех, кому хотелось общения с человеком, а не с никами, появились сайты знакомств. Потребность не просто трындеть, а знакомиться, и знакомиться ради достижения определённых целей (отношений, приятных встреч и т.д.) были призваны удовлетворить сайты знакомств. Там возникало ощущение, что общаешься ты с вполне реальным человеком, а не виртуалом, спрятавшимся за аватаркой и ником.
Ради поиска любви в cеть начали выходить даже те, кто не умел толком пользоваться электронной почтой. В тучные времена рекламой какой-нибудь LovePlanet были увешаны все города-миллионники. Популярность сервисов знакомств стала сходить на «нет», когда появились социальные сети. ВКонтакте, Одноклассники, а затем Facebook отъели значительную часть аудитории практически всех интернет-ресурсов.
Теперь в социальных сетях ищут работу, сдают жилье, продают машины, заводят отношения. Казалось бы, шансов на развитие у других сервисов, завязанных на социальные связи, нет. Но это не совсем так. Когда эйфория от возможностей соцсетей схлынула, выяснилось, отдельные потребности они удовлетворяют не так хорошо, как специализированные сервисы.