В московском КВЦ «Сокольники» прошла традиционная выставка старинных автомобилей и технического антиквариата «Олдтаймер-галерея». Ее основную тематику определил юбилей Гаража Особого назначения – знаменитому ГОНу исполнилось 95 лет. Специальный корреспондент Megatyumen.ru решил своими глазами увидеть автомобили первых лиц государства с начала XX века до наших дней.
Грандиозные экспозиции «на заданную тему» - добрая традиция «Олдтаймер-галереи», единственной в России выставки старинных автомобилей подобного масштаба. В разные годы на «Олдтаймере» демонстрировались различные тематические подборки, такие как советские спортивные и гоночные автомобили, экспериментальные машины самодеятельных конструкторов, военная техника.
-
!
В 2012-м, в честь юбилея Политехнического музея, широкой публике показали уникальный «Руссо-Балт» из коллекции Политеха, а годом ранее отметили 90-летие ГОНа. И вот, спустя пять лет – новый юбилей, а внутри главного павильона «Сокольников» рябит в глазах от обилия лакированных чtрных лимузинов.
За пять лет экспозиция ГОНа заметно обновилась – коллекционеры и реставраторы не теряют времени даром. Благодаря усилиям первых и мастерству вторых постетители смогли увидеть полную линейку автомобилей первых лиц государства.
Любителей автостарины встречал роскошный «Делонэ-Бельвилль» шоколадного цвета, выпущенный в 1909 году во Франции – несколько машин этой марки некогда закупил Собственный Гараж Его Императорского Величества Николая Второго. Фирма начинала свою историю с выпуска железнодорожной продукции, о чем напоминает характерный бочонкообразный «нос». Представленный на выставке экземпляр был привезен в Россию из Дании четыре года назад. Исследователи полагают, что «Делонэ-Бельвилль», обслуживавший царя, тоже мог сохраниться до наших дней – личный шофер Государя Адольф Кегресс выехал на нем из революционной России в 1917 году в Финляндию. Финны переоборудовали лимузин под городской малогабаритный автобус, и в таком виде он разъезжал по улицам Хельсинки. Такая машина и вправду существует – кто знает, не увидим ли мы однажды и ее на одной из будущих выставок?
-
!
После Февральской революции автомобили из царского гаража обслуживали членов Временного правительства, а после Октябрьского переворота попали в распоряжение партии большевиков. Автомобильного наследия свергнутого режима хватило на нсеколько лет – квалифицированных шоферов (подобных тому же Кегрессу, автору уникальных изобретений) еще не было, и шедевры технического искусства массово гибли в мозолистых пролетарских руках.
В 1921 году из состава гаража Совета народных комиссаров была выделена новая структура, получившая название Гараж особого назначения. ГОНу предстояло обслуживать верхушку правящей элиты – председателя Совнаркома Ленина и членов его семьи. Уже тогда костяк автомобилей ГОНа составляли британские «Роллс-ройсы» (еще царской закупки); позже советское правительство заказало еще несколько десятков Rolls-Royce. Закупкой руководил нарком Внешторга СССР Леонид Красин.
В истории ГОНа марка Rolls-Royce прочно связана с именем В.И. Ленина. До наших дней сохранилось несколько автомобилей, к которым он имел отношение: самая известная машина хранится в ленинском музее в Горках. Представленный по соседству с «Делонэ-Бельвилль» «Роллс-Ройс Фантом» - обычный Rolls-Royce, к тому же более поздней модели, что была у Ленина. Вместе с тем, на выставке был и полностью аутентичный транспорт Ильича – это квадрицикл (не путать с современным квадроциклом!) на электрическом ходу, изделие британской фирмы Carter. На этой коляске Ленин передвигался уже после инсульта.
-
!
Главной автомобильной маркой ГОНа в следующее десятилетие стал американский Packard. СССР быстро наладил отношения с заокеанской державой, получив ее признание. В середине 30-х гг. президент США Франклин Рузвельт отправил в подарок Иосифу Сталину бронированный «Паккард-Твелв». Сталин, знакомый с этой маркой еще с 1918 года, по достоинству оценил комфортную, динамичную, а главное – неуязвимую американскую машину. «Паккарды» исправно трудились в парке ГОНа вплоть до конца 40-х гг., когда был разработан первый отечественный бронированный лимузин – ЗиС-115.
Увидеть разом полное собрание автомобилей московского Завода имени Сталина (позже – Завода имени Лихачёва) практически невозможно – редкие «от природы», отечественные лимузины дожили до наших дней в количестве поистине сверхмалом и в основном рассредоточены в разных коллекциях. Сам ГОН, например, располагает лишь ЗИЛами последних поколений – более ранние машины в бытность страны Советов было предписано…уничтожать по достижениии пробега в 100 тысяч километров. Уникальные машины, собранные вручную в знаменитом зиловском цехе №6 партиями отправлялись под пресс согласно директиве КГБ. Уцелевшие экземпляры, как правило, реставраторы обнаруживали в кавказских и среднеазиатских республиках.
Тревожные тридцатые годы на выставке представляют первые советские лимузины – ЗиС-101 и его модернизированная версия 101А. Дав добро на выпуск «сто первого», вождь не пользовался такими машинами – они пополнили гаражи народных комиссариатов, министерств, республиканских и краевых комитетов партии. ЗиС-101 служил и «неотложкой», работал в такси. Война уничтожила большую часть этих красивых машин. ЗиС-110 и его бронированная версия ЗиС-115 – свидетели заката сталинской эпохи.
Лимузин ЗиС-110 создавался во время войны и был готов к осени 1945 года, оправдав смелый сталинский расчет. Автомобилестроение всех европейских держав было откинуто к довоенному уровню, а СССР представил новейшую модель высшего класса, не уступавшую заокеанским одноклассникам. Бронированный ЗиС-115 на момент постройки аналогов не имел вовсе: кузов пятитонной махины скрывал цельную бронированную капсулу. Толщина стекол составляла 70 мм, масса каждой из дверей – свыше 200 кг. Внешне отличить броневик от обычного лимузина мог только специалист, способный заметить более выпуклые ступицы колес.
-
!
На базе ЗиС-110 были выпущены открытые версии со съемным верхом – 110Б и 110П. Последняя модификация имела полный привод – на такой машине следующий генсек, Н.С. Хрущев, изредка инспектировал целинные земли.
Хрущевскую оттепель представляет еще одна пара уникальных машин – ЗиЛ-111 и ЗиЛ-111Г. Лимузины с общим индексом, но абсолютно разным дизайном выпускались в конце 50-х – начале 60-х гг. Стремительных «сто одиннадцатых» было построено ничтожно мало, и уцелевшие экземпляры поистине бесценны.
Правление «Дорогого Леонида Ильича» ознаменовалось появлением нового семейства – базовой модели «114», ее короткой версии «117» и автобуса «118», также известного под именем «Юность». В конце 70-х гг. основной моделью стал ЗИЛ-115 – неоднократно модернизированный, этот лимузин под индексами «4104», «41047» благополучно встретил 80-е, 90-е, а затем и «нулевые» годы. Обновления флагмана приурачивались к инаугурациям новых генсеков – Андропова, Черненко, президента СССР Горбачёва. Совсем немного поездил на ЗИЛе и Борис Ельцин, однако позже непатриотично пересел на Mercedes-Benz. «Штутгартский след» в истории ГОНа длится без малого два десятилетия – однако в 2018-м статус-кво будет восстановлен: глава страны получит абсолютно новую машину, известную пока что как проект «Кортеж».
-
!
Среди экспозиции ГОНа нельзя не отметить полноприводную «Волгу» ГАЗ-24 – таких машин было выпущено всего пять. Две из них обслуживали Брежнева во время его поездок на охоту. Комфортный кузов автомобиля D-класса на шасси сурового вездехода был по меркам 70-х явлением уникальным.
-
!
Отдельное место в павильоне было отдано мотоциклам сопровождения – они появились в ГОНе в 1956 году и стали неотъемлемой чертой «парадных» выездов глав государства. Здесь же, на стендах по соседству, организаторы разместили архивные документы и фотографии. Не пожалев времени на их изучение, можно было узнать, какие машины рекомендовала к закупке администрация ГОНа в конце 20-х и почему Микояну не разрешали гонять по Москве.
-
!
*** Отдав дань славной истории Гаража особого назначения, постетители могли открыть для себя массу интересного в соседнем павильоне КВЦ «Сокольники». Здесь расположились стенды реставрационных мастерских и частных коллекционеров. «Сокровища» из их закромов оказались не менее впечатляющими.
Судите сами – неказистая на вид рама с игрушечным на вид моторчиком – ни больше, ни меньше как останки НАМИ-1 – первой советской малолитражки, построенной в 1926 году. «Живых» автомобилей сохранилось всего два плюс одно шасси. Надо ли говорить, сколь ценная эта находка для нашей автомобильной истории!
Артиллерийский тягач СТЗ на базе трактора «Сталинец» - машина со схожей судьбой. Частично отреставрированный мастерской Евгения Шаманского гусеничный тягач – единственный в своем роде, найденный к тому же совсем недавно. Энтузиасты автостарины помнят брошюрку, где иллюстрация СТЗ сопровождала главку «Техника, которую мы безвозвратно утеряли». К счастью, современные технологии геокешинга в немалой степени помогают поисковикам.
Иностранное автомобилестроение на «Олдтаймере» было представлено несколькими удачными подборками. Отреставрированные с максимальной степенью аутентичности довоенные Horch 853 и Mercedes 770 – бесспорно, лучшие немецкие автомобили своей поры, чья стоимость сегодня исчисляется сотнями тысяч евро.
Марка Volvo некогда выпускала малотиражные спортивные модели – глядя на подборку изящных купе Volvo P1800 и небесно-голубой родстер P1900, остается лишь пожалеть о не лучших для компании временах.
-
!
Настоящим «бриллиантом» выставки стал стенд московского ресторана La Colline. Известное в кругах гурманов заведение на Рублёвско-Успенском шоссе знаменито не только французской кухней, но и коллекцией ретро-автомобилей. В минувшем сезоне ее пополнили шесть удивительных экспонатов из собрания французского магната Роже Байона.Месье Байон сколотил свое состояние после Второй мировой войны, скупая военные грузовики и переделывая их в транспорт более мирных профессий.
На вырученные деньги Байон скупал старинные и просто редкие автомобили – он мечтал создать музей и к началу 70-х собрал уже более 200 машин. Банкротство перечеркнуло его планы – о музее пришлось забыть; более того, судебные приставы наложили арест на большую часть коллекции. Так или иначе, Роже Байон смог сохранить примерно половину своего собрания, спрятав раритеты в поместье на западе Франции. Байон умер в начале 2000-х, так и не воплотив мечту об открытии музея. Сын коллекционера не разделял отцовское увлечение, а в 2013 и сам отошел в лучший мир. Наследники Байона во втором поколении вспомнили о коллекции деда в связи с имевшейся в ней редкой Ferrari – забегая вперед, отметим, что искомый спорткар был продан за 16 миллионов евро.
Вместе с «итальянкой» в ангарах отыскалось еще несколько десятков автомобилей самых разных марок. Хранение под открытым небом не лучшим образом сказалось на состоянии машин, но в этом был и свой неожиданный плюс: максимальная аутентичность, столь ценимая коллекционерами. В феврале 2015 года 59 раритетов Байона ушли с молотка на аукционе Artcurial. Шесть машин – Aries, два Talbot, Singer и два Panhard-Levassor – попали в нашу страну и впервые предстали перед публикой на «Олдтаймере». С большой долей вероятности можно утверждать, что реставрация им не грозит – в своем нынешнем состоянии эти машины ценнее с точки зрения близости к оригиналу.
-
!
***Рассказ о всех прелестях «Олдтаймера» выходит за рамки «удобочитаемого» отчета, дополнительную подборку фото смотрите ниже в галерее, а еще лучше – отправляйтесь на следующую выставку сами. Благодаря рейсам компаний-лоукостеров это вполне доступное удовольствие, оправданное приобщением к уникальным техническим творениям.
Специально для Megatyumen.ru Максим Найденко
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!
-
!